Информационная база проведения анализа финансовой устойчивости предприятия
Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.
К информации используемой в принятии финансовых решений, предъявляются следующие требования:
полезность - можно использовать для принятия обоснованных решений;
актуальность - реальное отражение в каждый момент времени состояния среды организации;
своевременность - если информация получена позже необходимого срока, она уже не может повлиять на принятие решения;
достоверность - достаточно точное воспроизведение объективного состояния среды;
релевантность - отсутствие лишней (ненужной) информации, получение информации в точном соответствии со сформулированными требованиями и избежать работы с ненужными данными;
полнота (достаточность) - учет всех необходимых данных, необходима для объективного учета всех факторов, формирующих либо оказывающих влияние на состояние и развитие среды;
сопоставимость (согласованность и информационное единство) - возможность сопоставлять данные разных временных периодов и разных объектов наблюдения по сходным информационным группам, информацию вторичную и первичную.
В процессе финансового анализа может использоваться следующая информация: информация о технической подготовке производства; нормативная информация; плановая информация; хозяйственный учет (оперативный, бухгалтерский, статистический); бухгалтерская отчетность.
Перечень дополнительных данных может расширяться в зависимости от задачи, поставленной при проведении анализа.
Одна из задач финансового анализа - выявление динамики (тенденций и закономерностей) изменения финансового состояния предприятия в исследуемом периоде. В связи с этим информационная база для анализа должна включать данные за период не менее года с квартальной (ежемесячной) разбивкой.
От степени правдивости исходных данных зависит достоверность результатов финансового анализа и, следовательно, корректность принимаемых управленческих решений [15].
Источниками информации для проведения анализа ликвидности бухгалтерского баланса и оборотных активов, платежеспособности организации служат стандартные формы бухгалтерской отчетности [5]:
Бухгалтерский баланс (форма №1).
Отчет о прибылях и убытках (форма №2).
Приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках (Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6)).
Все вышеуказанные формы отчетности составляются в соответствии с приказом Министерства Финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22 июля 2003 г. N 67н [8].
Целью составления баланса предприятия, расчета его прибылей и убытков является, с одной стороны, проверка идентичности всех активных и пассивных счетов (дебета/кредита), с другой - получение количественных данных о деятельности предприятия.
В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в порядке возрастания скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму [21].
Чтобы анализ был более точным, на основе данных бухгалтерского учета (в том числе аналитического) из раздела II актива баланса следует выделить расходы, не перекрытые средствами специальных фондов и целевого финансирования по данным отчета об изменениях капитала (форма № 3 (приложение 3)) и отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6 (приложение 6)), означающие иммобилизацию оборотных активов, а из обязательств пассива баланса - неплатежи, а именно обязательства, не погашенные в срок, платежные требования поставщиков, не оплаченные в срок, недоимки в бюджет и пр., отраженные в приложениях к бухгалтерскому балансу (раздел 1, 2 и в справке к разделу 2 формы № 5 (приложение 5)).