Проблемы налогового администрирования НДС
Во-вторых, НДС - достаточно сложный налог и для налогоплательщиков, и для проверяющих. Он требует высокой квалификации сотрудников бухгалтерии налогоплательщика и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования налога как для частного, так и государственного секторов экономики.
Анализ административных издержек по НДС, проведенный в странах Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показал, что для обеспечения соответствующих сборов государство тратит около 100 долларов США в год на каждого плательщика НДС. В то же время каждый плательщик налога тратит около 500 долларов США в год на обеспечение соответствия требованиям налогового учета и отчетности по НДС [20]. Вряд ли указанный уровень издержек можно распространить на российскую практику, так как он во многом зависит от общего уровня оплаты труда. Тем не менее, показательным является соотношение административных издержек налогоплательщика и государства. Можно говорить, что основная нагрузка по администрированию НДС возложена на частный сектор. Получается, что издержки и бизнеса и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки. Следовательно, в нынешнем виде налог на добавленную стоимость - неоправданно «дорогой» налог.
Еще одним недостатком налога является то, что особенности его исчисления и уплаты предъявляют достаточно высокие требования к уровню образования налогоплательщиков и государственных служащих, тем самым существенно снижают эффективность налога при его непрофессиональном использовании.
Существенным недостатком НДС является и его уязвимость при наличии существенного неформального сектора. Значительный неформальный сектор может нивелировать достоинства НДС по сравнению с другими косвенными налогами
Также система возмещения из бюджета НДС уязвима с точки зрения ее неправомерного использования. Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный урон бюджету. По данным доклада Евросоюза, в Германии ежегодно расхищается из бюджета около 17 млрд. евро посредством использования схем, связанных с возмещением налога [19]. Это доказывает, что даже в странах с развитыми налоговыми отношениями и мощной судебной системой проблема злоупотреблений НДС эффективно не решается.
Значительным недостатком налога является и то, что в странах с высокими налогами на заработную плату НДС является дополнительным бременем и деструктивным фактором развития секторов с высокой добавленной стоимостью, прежде всего сферы инноваций. Это, в свою очередь, связано с тем, что фактически объектом обложения НДС является фонд оплаты труда.
Еще одной проблемой, которой вызвана необходимость реформирования НДС, является непрозрачность схемы начисления и уплаты НДС, что приводит к созданию фирм-однодневок, использованию «серых схем», уклонению от уплаты налога.
Обобщив выше сказанное, можно сделать вывод, что без рассмотрения выше изложенных проблем налоговая реформа не может считаться законченной. При внесении новых поправок в НК РФ нужно думать не только о том, как увеличить налоговые поступления, но и о том, чтобы указанные поправки способствовали расширению производства, росту экономики государства.