Оптимизация единого налога на вмененный доход
Если в налоговую инспекцию подать заявление об изменении торговой площади с приложенной копией вспомогательной формы к техническому паспорту на объект торговли (магазин) с внесенными изменениями, то претензий со стороны налоговых органов не будет (Письмо Минфина России от 04.07.2006 г. № 03-11-04/3/335). Минфин судит о правомерности тех или тех или иных действий налоговых органов (доначислении налогов) исходя из наличия данного заявления налогоплательщика. Однако налоговое законодательство не предусматривает обязанности налогоплательщика в представлении таких заявлений в налоговую инспекцию. Поэтому если заявление отсутствует, но налоговики приняли решение о доначислении единого налога по результатам налоговой проверки, у налогоплательщика есть все шансы признать такое решение недействительным в судебном порядке.
Лучше заключить два договора аренды, разделив прочую и торговую площадь, которая и будет учувствовать в расчете налога. К договорам необходимо приложить план помещения, оформленный в БТИ, на котором нужно самостоятельно показать разделение. Более того, исходя из положений ст.346.27 НК РФ (площадь определяется правоустанавливающими документами) единый налог исчисляется отдельно по каждому договору.
Договор аренды помещений необходимо заключать на срок менее одного года, тогда обязанности в государственной регистрации договора, предусмотренной п.2 ст.651 ГК РФ, у сторон не возникает. Вариант более длительных отношений - договор с последующей пролонгацией (продлением) на срок менее года - также не требует государственной регистрации (п.10 Информационного письма ВАС РФ от 16.02.2001 г. № 59).
Вообще, чем больше документов, подтверждающих разделение площади торгового зала, будет у налогоплательщика, тем менее вероятно возникновение претензий со стороны контролирующих органов.
Следует отметить, что в определенных ситуациях налогоплательщики, уплачивающие ЕНВД (торговый зал не более 150 кв. м), на основании данной схемы могут уменьшить площадь торгового зала до 5 кв. м и снизить сумму единого налога до уровня, уплачиваемого с «торгового места», так как при исчислении ЕНВД с площади торгового зала в кв. м налогоплательщики применяют базовую доходность, равную 9000 руб., а с торгового места - 1800 руб. (9000 / 1800 = 5). Хотя, вероятно, риск споров с налоговыми органами в данном случае значительно возрастает.
К сведению: разделить торговую площадь можно ещё одним способом. Например, 400 кв. м, делят между дружественными субъектами в следующих размерах: 150 кв. м - лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, а 350 кв. м - оптовому продавцу. Причем оба субъекта реализуют одинаковые товары. Покупатель, в свою очередь, выбирает товар на складе оптового продавца, а приобретает в магазине розничной торговли.
Ещё один способ по уменьшению ЕНВД: переделать помещение под «склад». Его действие сводится к тому, что налогоплательщик переоборудует торговое помещение под склад, выделяя лишь место для продавцов и не оставляя места под торговую площадку (торговый зал). В данном случае при исчислении единого налога следует применять физический показатель «торговое место», а не «площадь торгового зала (в кв. м)».
При использовании этой схемы минимизации налога пристальное внимание следует уделить оформлению документов. По мнению контролирующих органов (Письма Минфина России от 25.08.2006 г. № 03-11-05/206, от 25.11.2004 г. № 03-06-05-04/54, от 27.12.2005 № 03-11-04/3/190), если из правоустанавливающих и инвентаризационных документов следует, что арендуемое помещение, используемое для осуществления розничной торговли, не соответствует установленному в главе 26.3 НК РФ понятию магазина (то есть не предназначено для продажи), то его следует рассматривать как объект нестационарной торговой сети. В этом случае на основании ст.346.29 НК РФ исчисление ЕНВД производится с использованием показателя базовой доходности «торговое место». При этом площадь зала в целях исчисления ЕНВД не имеет значения.
К сведению: признать помещение магазином могут только службы, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 921 уполномочены на проведение технической инвентаризации, а не сотрудники налоговых органов. Данная позиция контролирующих органов неоднократно озвучивалась в их письменных разъяснениях (Письма Минфина России от 12.09.2006 г. № 03-11-05/213, от 02.05.2006 г. № 03-11-04/3/229, от 24.04.2006 г. № 03-11-05/109).