Проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения
Фактически администрирование налогов включает в себя две основные стадии: добровольного исполнения обязанным субъектом налоговой обязанности и принудительного исполнения и привлечения его к налоговой ответственности. Оптимальная реализация налогового администрирования будет заключаться в не наступлении стадии принудительного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности и привлечения к налоговой ответственности.
С 1 января 2009 года вступил в действие закон от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ, который внес ряд поправок в порядок применения специальных налоговых режимов, в том числе УСН: прежде всего модификация Налогового кодекса нацелена на устранение изъянов и противоречий, выявленных правоприменительной практикой; применяющие УСН налогоплательщики должны будут отчитываться исключительно по итогам налогового периода, то есть календарного года.
В целом, следует отметить достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения.
Преимущества:
) По процедуре ведения:
. Максимально упрощается ведение бухгалтерского учета: отменяются способ двойной записи, обязательность применения плана счетов и множество других требований, усложняющих работу. То есть весь бухучет сводится к ведению Книги учета доходов и расходов.
. Облегчается документооборот за счет значительного сокращения форм отчетности.
. Упрощается порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. Они фиксируются по мере совершения в хронологической последовательности на основе первичных документов.
) В сфере налогообложения:
. Юридические лица платят единый налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
. Индивидуальные предприниматели не платят налог на доходы физических лиц. Для них уплата налога на доходы физических лиц заменяется стоимостью патента на занятие предпринимательской деятельностью, в которой уже заложена ставка единого налога (размер зависит от вида деятельности).
. Субъектам федерации предоставляется право выбора объекта налогообложения - это может быть либо совокупный доход (который определяется как разница между валовой выручкой и конкретным перечнем расходов), либо валовая выручка.
Недостатки упрощенной системы налогообложения:
) По процедуре ведения:
. Ведение бухучета усложняется, если:
а) организация (Индивидуальный предприниматель) занимается несколькими видами деятельности (например, производством и торговлей) и ведет их раздельный учет, а это сложно отображать в Книге доходов и расходов;
б) необходимо отражать хозяйственные операции, возникшие до перехода на упрощенную систему (к примеру, авансы, полученные от покупателей), но нет определенной ясности, как это сделать, так как отражение подобных операций в упрощенной системе не предусмотрено;
в) необходимо перейти к традиционному учету.
. Нет конкретных инструкций отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. В законе четко прописан только перечень расходов, тогда как состав доходов не уточнен.
) В сфере налогообложения:
Для юридических лиц:
. Отсутствует перечень налогов, замененных единым налогом с совокупного дохода (валовой выручки).
. Никакие расходы не уменьшают налогооблагаемую базу в том случае, если в качестве объекта налогообложения выбрана валовая выручка.
. Сумма НДС, включенная в цену товара поставщика, не предъявляется к возмещению из бюджета, а относится на издержки.
. На практике партнерам часто не выгодно работать с организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения. Они вынуждены платить весь "входной" НДС, а не разницу между "входным НДС" и суммами НДС, фактически уплаченными поставщикам. ("Входной НДС" - сумма НДС, полученная от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги).
. Утрачивается право применять льготы к выплатам в пользу работников, произведенным за счет средств, остающихся после уплаты налога на прибыль.
Для физических лиц:
. Происходит ущемление прав ИП, которые, в отличие от юридических лиц, вынуждены платить НДС. В Законе говорится о замене уплаты налога на доходы физических лиц стоимостью патента. Но в то же время это противоречит принципу "недопущения дискриминации налогоплательщиков" (п. 1.2 ст. 3 НК), согласно которому не допускается различное применение одного налогового режима (в нашем случае - упрощенной системы) в зависимости от организационно-правовой формы его участников.