Смета доходов и расходов некоммерческих организаций как основа бюджетного финансирования
Смета является основой финансового планирования некоммерческой организации. Обычно она составляется на календарный год (перед его началом) и утверждается ее высшим органом управления.
В смете отражаются, объемы и источники средств НКО, необходимые для обеспечения ее деятельности, а также данные об их использовании. Поэтому смету доходов и расходов иногда называют бюджетом, а сам процесс ее составления - бюджетированием.
На законодательном или нормативном уровне форма сметы не установлена. Не установлены даже какие-либо требования к ним. Поэтому НКО устанавливают их формы самостоятельно, уделяется главное внимание тому, чтобы сметой подтверждалось законность и целесообразность расходов произведенных некоммерческой организацией.
В зависимости от продолжительности действия и назначения, сметы могут составляться:
- По всей деятельности организации в целом на определенный период: несколько лет; год, квартал, месяц.
- На отдельное направление деятельности (программу, проект и пр.).
- На конкретное мероприятие.
- На отдельную статью расходов: командировочные расходы; представительские расходы; административные расходы.
Обычно смета делится на две части: доходную и расходную. Для обеспечения деятельности некоммерческой организации предусмотрены следующие расходы: зарплата и отчисления на социальные нужды управленческого персонала организации; канцелярские и хозяйственные расходы; помощь и поддержка членов организации; участие в семинарах и конференциях; благотворительность.
Смета доходов и расходов с увязкой статей по источникам - этот вариант сметы является разновидностью сметы, он основывается на некоторых предварительных расчетах и имеет увязку статей, что облегчает организацию аналитического учета в разрезе показателей сметы при ведении бухгалтерского учета в программе Инфо-Бухгалтер.
С целью обеспечения должного контроля над поступлением и расходованием средств некоммерческой организации смета может разрабатываться с распределением сумм доходов и расходов по месяцам.
«Административный бюджет» - так иногда специалисты называют смету административных расходов. Административный бюджет - объем средств, который необходим организации для поддержания организационной структуры в рабочем состоянии независимо от осуществляемых проектов [7].
В целях рационального использования средств многие некоммерческие организации составляют смету мероприятия.
После окончания года некоммерческой организацией должен быть составлен и утвержден ее высшим органом управления Отчет о выполнении сметы доходов и расходов, который является важным финансовым документом. Этот отчет, наряду с Программой деятельности НКО и отчетом о ее выполнении подтверждает, что организации действует строго в рамках своего устава.
Помимо возможной разбивки годовой сметы на квартальные и месячные некоммерческие организации нередко выполняют одновременно нескольких целевых программ. По каждой такой программе целесообразно, а в некоторых случаях необходимо, составить отдельный бюджет (смету).
Целевые средства, полученные для осуществления конкретной программы, должны быть использованы строго по назначению, причем, в течение срока реализации этой программы. При этом не следует полагать, что на конец календарного года все целевые средства должны быть израсходованы.
Очень часто целевые программы рассчитаны на ряд лет. В этом случае и их расходование будет происходить в течение всего срока реализации программы.
Кроме того, возможна и ситуация, когда средств, полученных на программу, для ее выполнения не хватает. Обычно в таких случаях часть расходов покрывается в течение следующих календарных лет.
Главное же правило, которое должно быть соблюдено: средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью и только на эти цели.
Следует помнить, что смета, как и любой другой документ финансового планирования может быть подвергнута корректировкам. При этом главное требование - не выходить за рамки устава организации. А вот государственные органы, в том числе налоговые, не могут корректировать сметы доходов и расходов некоммерческих организаций.
Важно отметить, что если на конец отчетного года остается неизрасходованный остаток средств то необходимо четко определить его структуру. Если в остатке средства полученные в виде вступительных и членских взносов, то можно их включить в смету следующего года как «Неиспользованный остаток средств на начало года». Но, если остаток составляют целевые средства, поступившие на конкретную программу, срок выполнения которой в отчетном году истек, то остаток средств необходимо вернуть, в противном случае возникнет факт нецелевого использовании средств, влекущий обязанность уплаты налога на прибыль с этого остатка.