Содержание кредитного договора банка с клиентом
Четвертый раздел кредитного договора фиксирует конкретные способы обеспечения возвратности кредита.
К способам обеспечения возвратности кредита относят: залог соответствующего имущества; гарантии; поручительства. Приведенные выше способы обеспечения гарантирования возврата кредита обычно используются при любых видах кредита с учетом степени кредитоспособности заемщика. Они применяются, если доверие к клиенту недостаточно; существует высокий риск погашения ссуды за счет денежных поступлений.
В кредитном договоре лишь называются один или несколько вторичных источников погашения ссуды. Использование соответствующих способов гарантирования возврата кредита закрепляется специальными документами: договором о залоге имущества клиента; гарантийным письмом; страховым полисом. Эти документы являются приложением к кредитному договору, в них конкретизируются обязательства заключивших их сторон.
Пятый раздел кредитного договора отражает права и обязательства сторон.
К числу обязательств банка, необходимых для выполнения, следует отнести: предоставление ссуд в соответствующих суммах, видах и в определенные сроки. За нарушение указанного обязательства предполагается взыскание штрафа с банка в пользу клиента. Одновременно в договоре может быть зафиксировано право банка отказаться от предоставления кредита полностью или частично, если выясняются обстоятельства, свидетельствующие о невозможности заемщика его возвратить.
Обязательства банка могут иметь и сопутствующий характер и касаться оказания консультационных услуг, предоставления определенной информации, интересующей клиента и связанной с организацией кредитования. Но в целом обязательства банка нешироки и не столь разнообразны, поскольку он выступает кредитором.
Более обширны обязательства клиента. Они направлены на обеспечение целевого, а также своевременного и полного возврата кредита и причитающихся процентов. Поэтому обязательства клиента непосредственно касаются соблюдения принципов, правил и условий кредитования. Возможные обязательства клиента можно подразделить на следующие группы: а) общего характера; б) относящиеся к обеспечению соответствующего уровня финансового состояния; в) касающиеся учета и видов отчетности, представляемой банку.
Обязательства общего характера охватывают пункты, где фиксируется обязанность клиента использовать кредит по целевому назначению; своевременно возвращать основной долг по ссуде и заблаговременно извещать банк о неполном использовании установленной суммы кредитной линии или лимита кредитования; не применять цессию в отношении разрешенной клиенту ссуды; не изменять без оповещения банка свою юридическую форму.
Обязательства клиента, касающиеся обеспечения соответствующего уровня финансового состояния, могут быть выражены в пунктах, отражающих соблюдение определенных нормативов кредитоспособности: коэффициента покрытия (ликвидные активы/ совокупные долги клиента), коэффициента ликвидности (первоклассные ликвидные активы/совокупные долги клиента), коэффициента обеспечения собственными оборотными средствами (собственные оборотные средства/ оборотные активы). Уровень нормативов соответствующих коэффициентов обусловливается принадлежностью клиента к определенной отрасли народного хозяйства, фактическим состоянием этих показателей, перспективами развития отрасли и предприятий.
Обязательства клиента, относящиеся к состоянию его учета и видов отчетности, представляемой в банк, зависят от фактического состояния учета и форм организации контроля банка за возвратностью кредита.