Анализ расходной части Федерального бюджета
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.
Проведем анализ расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2008 год по функциональной и экономической структуре расходов. Функциональный состав расходов отражает распределение бюджетных средств по основным направлениям деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в различных сферах жизни общества.
Экономическая группировка расходов бюджета предполагает распределение бюджетных средств в зависимости от целей и условий их выделения. Ее использование предоставляет возможности для включения расходов бюджета в расчеты валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, для анализа влияния бюджетных расходов на структуру общественного потребления и накопления. В рамках этой группировки выделяют текущие расходы федерального бюджета и капитальные расходы.
К текущим затратам относятся: содержание органов государственной власти и управления; правоохранительных органов, текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу; отдельные компенсационные расходы по отраслям народного хозяйства; проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу; бюджетные ссуды на текущие нужды и т.д.
Расходы капитального характера предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают затраты на новое строительство, реконструкцию, развитие объектов государственной и муниципальной собственности.
Размер бюджета текущих расходов определяется как разность между расходами бюджета «всего» и расходами, включенными в бюджет развития.
Таблица 2.2 - Функциональная структура расходов бюджета
№ |
Расходы |
Всего |
В том числе | ||||
Текущие расходы |
Капитальные расходы | ||||||
Сумма, млн. руб. |
Удельный вес в общей структуре расходов, % |
Сумма, млн. руб. |
Удельный вес в данных расходах, % |
Сумма, млн. руб. |
Удельный вес в данных расходах, % | ||
1. |
Общегосударственные вопросы |
777117,1 |
11,55 |
737115,1 |
94,85 |
40002 |
5,15 |
2. |
Национальная оборона |
562877,7 |
8,36 |
486699,8 |
86,47 |
76177,9 |
13,53 |
3. |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
574000,5 |
8,53 |
542407,7 |
94,5 |
31592,8 |
5,5 |
4. |
Национальная экономика |
1013983,3 |
15,07 |
601960,1 |
59,37 |
412023,2 |
40,63 |
5. |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
120873,5 |
1,8 |
2629,6 |
2,18 |
118243,9 |
97,82 |
6. |
Охрана окружающей среды |
10172,5 |
0,15 |
9799,3 |
96,33 |
373,2 |
3,67 |
7. |
Образование |
345081,9 |
5,13 |
317658,2 |
92,05 |
27423,7 |
7,95 |
8. |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
88690,7 |
1,32 |
73812,4 |
83,22 |
14878,3 |
16,78 |
9. |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
268723,0 |
3,99 |
234037,4 |
87,09 |
34685,6 |
12,91 |
10. |
Социальная политика |
293626,1 |
4,36 |
260672 |
88,78 |
32954,1 |
11,22 |
11. |
Межбюджетные трансферты |
2674634,6 |
39,74 |
2458679,3 |
91,93 |
215955,3 |
8,07 |
Всего расходов |
6729780,9 |
100,0 |
5725470,9 |
85,08 |
1004310,0 |
14,92 |