Выводы и рекомендации
В процессе исследования была экономически обоснована и в определенной степени статистически подтверждена гипотеза о наличии линейной связи между ростом экономики страны и капитализацией ее фондового рынка за предыдущий период. Вместе с тем такая гипотеза слабее подтверждается для Украины. По нашему мнению, это связано с неразвитостью национального фондового рынка, его непрозрачностью, влиянием спекулятивных факторов на ценообразование.
Выявлена также статистически значимая зависимость между ростом наибольшего в мире фондового рынка США и экономики Украины. Модель, отражающая эту зависимость, может использоваться в индикативных целях в качестве дополнения к существующей методике прогнозирования макроэкономических характеристик.
Показано, что в функционировании украинской экономики роль фондового рынка ограничена, в частности, из-за действий спекулятивного капитала, которые искажают ценообразование и не позволяют объективно определить капитализацию компаний, за исключением самых ликвидных и публичных. В условиях существования огромного сектора "теневой" экономики собственники компаний часто не заинтересованы в эмиссии акций. Отечественные компании оцениваются инвесторами ниже иностранных аналогов.
Усиление государственного контроля на фондовом рынке даст возможность преодолеть влияние отрицательных факторов, повысить прозрачность операций, уменьшить число злоупотреблений. В то время как в развитых странах органы контроля за соответствующими институтами, наделенные достаточно широкими правами и полномочиями, строго следят за деятельностью участников рынка, даже за определенными ее этическими аспектами (использование инсайдерской информации и др.), Украинская государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) все еще не имеет прерогатив для расследования сомнительных рыночных соглашений, дополнительных эмиссий акций и т. п. Показателем ее работы должны были бы стать снижение беспрецедентно высокой доли торгов на стихийном "телефонном рынке" (свыше 90%) и перемещение их на организованные площадки.
Улучшению состояния дел способствовало бы также стимулирование предприятий и физических лиц (прежде всего тех, кто активно работает за рубежом) к тому, чтобы, соответственно, привлекать и вкладывать средства в Украине с использованием механизма фондового рынка. Для этого, как нам представляется, нужно внести изменения в корпоративное законодательство в части обеспечения прав миноритарных акционеров на получение принадлежащей им доли прибыли предприятия, необходимой информации, возможности принимать участие в управлении. Следует усилить контроль со стороны ГКЦБФР, Государственной налоговой администрации, Антимонопольного комитета за управленческой деятельностью открытых акционерных обществ в части прозрачности формирования и распределения прибыли (цены закупки сырья и продажи готовой продукции, получение консультационных услуг, наличие посредников, в том числе зарегистрированных в оффшорных зонах, и т. д.).
Чтобы ограничить политические риски для прихода капитала, государственная политика должна быть направлена на создание положительного инвестиционного имиджа Украины. В будущем следует ввести государственные гарантии безопасности для крупных иностранных инвесторов. Одновременно движение спекулятивного капитала должно быть ограничено; для этого целесообразно внедрить, в частности, переменную ставку налогообложения доходов от операций с ценными бумагами, которая уменьшалась бы пропорционально времени владения активом.