Понятие и виды реструктуризации предприятия
Оживление (ревитализация) - это усиление роста посредством установления связи организма корпорации с окружающей средой. Часто источники роста неуловимы, что делает процесс его достижения более проблематичным и длительным, чем реструктуризация. Из всех четырех элементов оживление - самый значимый фактор, который четко отличает преобразование от простого сокращения размеров компании.
Обновление имеет дело с человеческой стороной процесса преобразования и с духом компании. Оно обеспечивает людей новыми навыками и новыми целями, что позволяет компании регенерироваться (рисунок 2).
Существуют различные виды преобразований по определенным критериям (таблица 1.2) [13].
Цели. В зависимости от ситуации на предприятии осуществляются мероприятия оперативного (обеспечение выживания на короткий срок) и долгосрочного характера (восстановление конкурентоспособности на длительное время).
Таблица 1.2 - Типология преобразований
Критерий |
Вид преобразований |
Цели |
- Краткосрочные (оперативные) - Долгосрочные |
Причины инициирования |
- Превентивные (упреждающие) - Кризисные (в условиях кризиса) |
Уровень преобразований |
Преобразования в области: - внутренних факторов - внешних факторов |
Функциональное содержание |
- Структурные - Организационные - Производственные - Управленческие - Кадровые - Финансовые - Информационные |
Вид стратегии преобразований |
Преобразования в рамках: - наступательной стратегии - оборонительной стратегии |
Модели осуществления преобразований |
- Эволюционные - Революционные |
Стадия жизненного цикла предприятия. В зависимости от стадии развития предприятия и его возможностей деятельность по реструктуризации можно разделить на два вида:
) превентивные преобразования, цель которых - увеличение стоимости предприятия, сохранение собственности и другие задачи, связанные с поддержанием конкурентного статуса предприятия и повышением эффективности его функционирования;
) преобразования предприятия, находящегося в условиях кризиса, сконцентрированные на решениях по возвращению дееспособности, преодолению кризиса и превращению предприятия в действующее.
Уровень преобразований. Изменения могут быть внутренними (выработка операционной, инвестиционной и финансовой стратегий создания стоимости за счет собственных и заемных источников финансирования) и внешними (реорганизация видов деятельности и структуры предприятия путем расширения (слияния, присоединения), сокращения (разделения, выделения) и преобразования акционерного капитала).
Функциональные сферы преобразований. Реформирование предприятия можно представить как совокупность преобразований в следующих сферах:
производственной (составляющие производственно-технической базы);
организационной (экономико-правовые формы и принятое на предприятии распределение прав и обязанностей);
кадровой (профессиональный и квалификационный состав работников);
финансовой (активы и пассивы) [11, 43, 50].
Наступательная и оборонительная стратегии осуществления преобразований. Предприятия, испытывающие финансовые трудности, чаще всего предпочитают оборонительную стратегию: предприятие, испытывая в течение определенного времени трудности с реализацией своей продукции, стремится сократить объемы производства, отказаться от убыточной продукции, соответственно сократив численность работников предприятия, распродать излишние производственные мощности и виды бизнеса, чтобы выправить свое финансовое положение. Один из вариантов оборонительной стратегии - политика предприятия, направленная на то, чтобы отстоять свои позиции на рынке в борьбе с конкурентами: сокращение затрат на производство, снижение цен и обеспечение себе успеха на рынке. Предприятие, руководствующееся наступательной стратегией, выходит на рынок с новыми видами продукции по более низким ценам, приобретает новые бизнес единицы, предприятия.