Анализ и оценка эффективности использования оборотного капитала, доходности и рентабельности
Рентабельность продаж показывает доходность реализации, т.е. какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Этот показатель напрямую связан с динамикой цены реализованной продукции, уровнем затрат на производства и сферой деятельности предприятия. В течении анализируемого периода в Орловском филиале ОАО «ЦентрТелеком» наметилась тенденция к постепенному снижению этого показателя, т.е. к уменьшению доходности реализации, что является неблагоприятным фактором финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Так на 1 рубль реализованной продукции приходилось в начале 2010 года 34 копейки прибыли, в конце 2009 года - 30 копеек и в конце 2008 года 26 копеек прибыли.
Рентабельность оборотного капитала показывает насколько соответствует объем основных средств масштабу бизнеса, т.е. какая прибыль приходиться на 1 рубль оборотных активов. На Орловском филиале ОАО «ЦентрТелеком» значение данного показателя на конец 2008 года составило: на 1 рубль оборотных активов приходиться 29 копеек прибыли. Причем по сравнении с предыдущим периодом величина данного показателя возросла на 0,1 рубль, что является, несомненно, положительной тенденцией.
Обобщая полученные результаты, можно говорить о том, что на исследуемом предприятии за 2009 и 2008 годы средства использовались рационально и эффективно. Орловский филиал ОАО «ЦентрТелеком» несколько лучше стало использовать свое имущество - увеличилась рентабельность оборотного капитала, что говорит о незначительном увеличении эффективности использования оборотных средств. Сократились сроки оборота дебиторской задолженности, улучшился показатель оборачиваемости текущих обязательств, оборачиваемости материалов, готовой продукции. Несмотря на это низким остается показатель фондоотдачи, ресурсоотдачи и рентабельность продаж.