Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта РФ
. Нормальное состояние бюджета:
Дс / Д = 40 - 50% (1.3.8)
Дп / Д = 50 - 60% (1.3.9)
/ Р = 30 - 35% (1.3.10)
. Неустойчивое состояние:
Дс / Д = 5 - 10% (1.3.11)
Дп / Д = 90 - 95% (1.3.12)
/ Р = 40 - 50% (1.3.13)
В анализе федерального бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета и могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.
Для анализа бюджета можно использовать следующие бюджетные коэффициенты (29, С. 83):
коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:
Крс = Дп / Дс (1.3.14)
коэффициент автономии:
Ка = Дс / Д (1.3.15)
коэффициент внешнего финансирования:
Кв.ф. = Дп / Д (1.3.16)
коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:
Ко.р = Дс / Рмин (1.3.17)
коэффициент бюджетного покрытия:
Кб.п = Д / Рмин (1.3.18)
коэффициент налогового покрытия:
Кн.п = Дн / Рм (1.3.19)
где Дн - налоговые доходы бюджета.
коэффициент неналогового покрытия:
Кнн.п = Днн.п / Рмин (1.3.20)
где Дннп - неналоговые доходы бюджета.
коэффициент трансфертного покрытия:
К т.п = Дт.п / Рмин (1.3.21)
где Дтп - доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений).
коэффициент дефицитности бюджета:
Кд = БД / Р (1.3.22)
где БД - бюджетный дефицит.
коэффициент бюджетной задолженности:
K бз = 3: Р (1.3.23)
коэффициент бюджетной результативности:
Кбр = Дт: Ч (1.3.24)
где Дт - общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы;
Ч - среднегодовая численность населения региона;
коэффициент бюджетной обеспеченности населения:
Кб.р = Р / Ч (1.3.25)
С помощью этих инструментов достигается объективизация в оценке состояния федерального бюджета, выявляются факторы, влияющие на это состояние. В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению. Бюджетный анализ может проводиться как по результатам составления, так и исполнения бюджета.
Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований (31, С. 57):
анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;
анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
анализ показателей сводного финансового баланса;
анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.
Проведение комплексного анализа федерального бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.