Федеральный бюджет на 2010 год
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год» принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации.
В соответствии с законом доходы федерального бюджета составят 2 трлн. 742 млрд. 850 млн. руб., расходы - 2 трлн. 659 млрд. 447 млн. руб., профицит бюджета - 83 млрд. 400 млн. руб. В текущем году валовой внутренний продукт в Российской Федерации составит 15 трлн. 300 млрд. руб., инфляция прогнозируется на уровне 10%, экономический рост - 5,2% ВВП.
Принятие федерального бюджета на 2010 г. является в равной степени заслугой Президента, Правительства, Федерального Собрания Российской Федерации, результатом тех реформ, которые были проведены, той экономической и финансовой стратегии, которая формировалась и осуществлялась последние 3-4 года. В 2010 г. будет продолжаться экономический рост, обусловленный новыми тенденциями как в отечественной, так и в мировой экономике.
В современном мире очень высока конкуренция не только среди крупнейших предприятий, международных корпораций, но, прежде всего, среди самих государств. В зависимости от того, как экономика той или иной страны выглядит в сравнении с уровнем развития других государств, определяется та доля от общего мирового «пирога», которая достанется этой стране. Это и место на рынках, и качество жизни, уровень доходов на душу населения, реальный жизненный уровень. Если в предыдущие столетия каждая страна в значительной степени самостоятельно обеспечивала необходимый уровень развития, уровень своей промышленности, сегодня это в большой степени обеспечивается координацией и мировым разделением труда.
Мировой рынок постоянно меняется. Возникают противоречия между «старыми» странами, которые уже имеют развитые экономики, и целой группой новых стран, включая Россию, которые должны завоевывать свое место на рынках, чтобы обеспечить доступ на них своих товаров.
В чем состоит вклад бюджета в обеспечение экономического роста? Прежде всего, в создании для него благоприятных условий за счет проведения структурных реформ, обеспечения макроэкономической стабильности и повышения эффективности государственного управления. Исходя из этого, главная особенность бюджета на 2010 г. - его ориентация на сохранение сбалансированности бюджетной системы в условиях существенного снижения налоговой нагрузки на экономику. С 1 января сокращается с 20 до 18% НДС, отменяется налог с продаж. В целом налоговая нагрузка сократится на один процентный пункт ВВП. Это значит, что в распоряжении предприятий дополнительно останется около 150 млрд. руб., которые могут быть направлены на инвестиции, создание новых рабочих мест, повышение оплаты труда. При этом произойдет более существенное сокращение налогового бремени для обрабатывающих отраслей и сферы услуг за счет добывающих отраслей, использующих природную ренту.
Радикальные меры запланированы и на 2005 г., когда предполагается снизить среднюю ставку единого социального налога на 5% эффективной ставки, что равнозначно снижению налоговой нагрузки еще на 0,5 процента ВВП. Именно такая разумная налоговая политика, а не бюджетные вливания в экономику, обеспечит наиболее эффективную поддержку национальной экономики.
Среди других форм поддержки - проводимая реструктуризация налоговых платежей. Только для сельхозсектора в 2010 г. в рамках принятого закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» планируется реструктурировать 57 млрд. руб. задолженности.
За счет централизации неравномерных доходов из добывающих регионов, с учетом регионов-доноров, обеспечиваются более равномерные доходы субъектов Федерации в целом. Эти доходы теперь составят до 44% доходов региональных бюджетов в консолидированном бюджете страны. Доходы федерального бюджета сокращаются на 0,6% ВВП, с 18,5 до 17,9%.
Важная задача, которую поставил перед нами Президент, - это повышение устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействию внешнеэкономической конъюнктуры. Это также непосредственно связано с экономическим ростом.
Состояние государственных финансов влияет на множество факторов и условий экономического роста - темпы инфляции, валютный курс, доступность заемных ресурсов для экономики по более низким процентным ставкам. Страна, бюджет которой чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, не может рассчитывать на устойчивое экономическое развитие. В связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета Российской Федерации.
Сегодня на 35% доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от нефти, нефтепродуктов и газа. Только нефть обеспечивает 13% доходной бюджетной системы страны, а для федерального бюджета даже еще выше - 18%. Изменение цены на нефть на 1 доллар означает изменение доходов консолидированного бюджета на 59 миллиардов, из них на 45 - для федерального бюджета. То есть, если цена на нефть снизится до 15-16 дол., как это было в середине 90-х годов, то для исполнения такого бюджета, кА к в 2010 г., не хватит 200 млрд. руб. Поэтому необходимо сохранять и накапливать Стабилизационный фонд для предотвращения таких ситуаций. Когда в 1998 г. цена на нефть упала до 12 дол. за баррель в среднем, страна столкнулась с проблемой девальвации и дефолта. Стабилизационный фонд навсегда обезопасит от таких ситуаций.