Критический анализ российско-финского международного инвестиционного и торгового сотрудничества
иностранный инвестиция торговый политика
Прежде чем начать рассматривать российско-финские международные инвестиционные отношения, немного скажем об инвестиционной политике Финляндии.
Являясь членом ЕС и ВТО, Финляндия приняла на себя обязательства способствовать свободному движению и вложению капиталов. Соответствующие корректировки сделаны в законодательстве страны, в т.ч. в таможенном и налоговом регулировании.
С начала 1990-х годов в Финляндии отменен валютный контроль, что позволяет компаниям и предпринимателям свободно вывозить капитал из страны для осуществления инвестиционной деятельности за рубежом.
Система государственной поддержки развития экономики предоставляет инвесторам, в том числе иностранным, определенные льготы для их предпринимательской деятельности, особенно в регионах страны, требующих содействия социально-экономическому развитию. В частности, размеры предоставляемых государственных субсидий могут варьироваться в пределах от 20 до 45% от стоимости проектов, в зависимости от предполагаемого вида предпринимательской деятельности и объема инвестиций, состава участников и региона практической реализации проекта. При этом отменены ограничения, касающиеся сфер и размеров иностранного владения, за исключением оборонной промышленности и особо важных предприятий.
Финляндия активно участвует в развитии международных торгово-экономических и инвестиционных связей, деятельности мировых и европейских кредитно-финансовых институтов. В стране успешно функционируют инвестиционные фонды, компании и банки: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Северный инвестиционный банк (СИБ), поддерживаемые как национальными правительствами Северных стран (Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и Исландии), так и международными финансовыми организациями. Географически их деятельность охватывает практически весь мир, при этом наибольший интерес представляют страны Балтии, Центральной и Восточной Европы, а также Россия и некоторые государства СНГ.
В Финляндии нет единого закона, детализирующего вопросы осуществления иностранных инвестиций на территории страны. Иностранным компаниям и предпринимателям, при осуществлении капиталовложений в Финляндию, предоставляется национальный режим с изъятиями, предусмотренными в соответствующих межправительственных соглашениях, а также с учетом небольшого количества ограничительных положений, содержащихся в ряде финских законодательных актов.
Одним из нововведений в финском законодательстве, распространяющемся на иностранные капиталовложения, является вступивший в действие с 1 сентября 2004 года новый Закон о банкротстве. Данный закон упростил порядок производства по ряду дел о несостоятельности, в частности, введена новая процедура банкротства при отсутствии средств у должника. Произошло также уравнивание кредиторов в правах, теперь банки не имеют права накладывать арест на счет должника и требовать приоритетности выплат со счета, предназначенного для выплат кредиторам в ходе производства по делу о банкротстве.
Основными государственными органами и организациями, регулирующими иностранную предпринимательскую деятельность, являются Банк Финляндии и Министерство торговли и промышленности. В частности, Банком Финляндии регламентируется порядок уведомления о прямых капиталовложениях иностранных инвесторов в финские объекты и соответственно финских - в зарубежные.
Уведомление о прямых инвестициях подается в Банк Финляндии и оформляется в виде соответствующей анкеты. Анкета заполняется в случае, если доля инвестора или количество голосов в объекте инвестиции составляет не менее 10% или, если сумма превышает 10 тыс. евро.