Подоходный налог с физических лиц
Подоходный налог с физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает третье место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и является основным налогом с населения [1].
Главным документом, регулирующим взимание подоходного налога, является закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».
Плательщиками подоходного налога являются:
) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России (резиденты). К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году;
) физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации (нерезиденты), в случае получения дохода на территории России;
) иностранные личные компании, доходы которых рассматриваются как доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом [8].
Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога.
Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:
у резидентов от источников в Российской Федерации и за ее пределами;
у нерезидентов - от источников в Российской Федерации.
Доход можно определить как материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов), в результате осуществления своей трудовой, предпринимательской деятельности, а также полученные по иным основаниям и улучшающие материальное положение лица в целом.
Сумма всех доходов, полученных физическим лицом за календарный год, за вычетом изъятий, составляет валовой (совокупный) доход, который определяется как разница между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода.
При определении объекта следует иметь в виду, что доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
Сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется за вычетом уплаченных авансовых платежей, а также сумм предоставленного налогового кредита [1].
Закон о подоходном налоге предусматривает льготы в виде вычетов из совокупного облагаемого дохода. К основным вычетам можно отнести:
а) суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного минимального размера оплаты труда за каждый месяц;
б) расходы в виде перечисления средств на благотворительные цели;
в) расходы на новое строительство либо приобретение дома, квартиры, дачи, садового дома, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных в банках и кредитных учреждениях на эти цели;
г) расходы по уплате отчислений в Пенсионный фонд РФ.
В настоящее время законодательство о подоходном налоге учитывает и социальные аспекты статуса налогоплательщика (участник войны, военнослужащий и т. д.) [8].
Исчисление налога по месту основной работы производится с начала календарного года по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода, уменьшенного на установленный законом минимальный размер оплаты труда и сумму расходов на содержание детей и иждивенцев, с зачетом ранее удержанной суммы налога.
По окончании года производится перерасчет налога исходя из сумм, составляющих совокупный доход физического лица (в полных рублях).
Предприятия, учреждения и организации обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм.
Предприятия, учреждения и организации, не имеющие счетов в банках, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг перечисляют исчисленные суммы налога в банки не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда.
Удержанные с доходов физических лиц налоги перечисляются в бюджет. Излишне удержанные источником дохода суммы налога зачисляются им в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу по его заявлению.
С доходов, получаемых не по месту основной работы, налог исчисляется и удерживается в порядке, указанном выше. При этом исключение из доходов у физических лиц сумм установленного законом минимального размера оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев не производится.
Предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, обязаны не реже одного раза в квартал предоставлять налоговым органам по месту своего нахождения сведения о суммах выплаченных физическим лицам за истекший год доходов и об удержанных с них сумм налога с указанием адресов постоянного местожительства этих лиц. Указанные сведения пересылаются в налоговые органы по месту постоянного жительства получателей доходов, и налоговые органы учитывают их при проверке предоставляемых физическими лицами деклараций.