Информационная база анализа финансовых результатов
Финансовые отношения с поставщиками. Выбор материалов и поставщиков должен производиться на основе анализа альтернативных предложений по стоимости услуг и материалов, условиям оплаты, выдвигаемым поставщикам, и проводится финансовым менеджером вместе со службой маркетинга.
На стадии производства финансовый менеджер может и должен регулировать процессы списания на производство материалов (например, выбор методов ФИФО, ЛИФО), разработать систему оплата труда, систему распределения комплексных статей затрат по видам продукции, определить схемы начисления амортизации и т.д. Все это крайне важно, поскольку непосредственно влияет на налогообложение предприятия и, как показывает практика, в этой части большинство российских предприятий теряет значительную часть финансовых ресурсов [25].
Для текущего этапа экономического развития России характерно состояние массовых неплатежей. В сегодняшних условиях от того, насколько своевременно происходит оплата продукции (услуг), зависит финансовое состояние предприятия, поскольку любая задержка поступления выручки в геометрической прогрессии генерирует рост кредиторской задолженности предприятия, штрафных санкций за просрочку платежей, приводит к необходимости привлекать банковские кредиты для пополнения оборотных средств. Кроме финансовых проблем это также связано с возникновением социальной напряжённости в коллективе, ухудшением отношений с поставщиками сырья и материалов. Распределение поступивших средств от реализации продукции. Здесь финансовый менеджер должен решать следующие вопросы:
в какой степени требует финансирования текущее производство;
какую часть чистой прибыли направить на выплату дивидендов, и в каком объеме необходимы средства на техническое развитие, поскольку выплата дивидендов определяет текущий курс акций, а техническое перевооружение скажется на курсе в перспективе.
Особого внимания заслуживает вопрос налоговой дисциплины,поскольку штрафы за неправильно определенные суммы начисления налогов и цена просроченных платежей (пени) весьма существенны. Поэтому правильное налоговое планирование и принятие соответствующих мер позволяют предприятию не только исключить штрафы, но в некоторой степени снизить налоги за счет оптимизации налогооблагаемой базы [31].
Существенное влияние на финансовые результаты оказывает правильная группировка затрат предприятия в соответствии с действующими принципами налогообложения прибыли: расходы, включаемые в затраты на производство; расходы и потери, подлежащие отнесению на счет прибылей и убытков; расходы, осуществляемые за счет целевых поступлений и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль; прочие расходы предприятия [33].
Для лучшего управления прибыль классифицируют следующим образом: общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль; прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); прибыль от финансовой деятельности; прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль.
Итак, прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяются доля дохода учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя рентабельность вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья предприятия.
Рассмотрение и разработка возможных методов и методик финансового анализа, группировка факторов, влияющих на размер прибыли, позволяет эффективно управлять финансовыми результатами предприятия. К группе внешних факторов относятся: природные условия, транспортные затраты, изменения отпускных цен на продукцию, материалы, топливо, тарифы на услуги, торговые скидки, накидки, нормы амортизационных отчислений, ставки заработной платы, начислений на нее ставок налогов и сборов, нарушения поставщиками, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия. К внутренним факторам относят нарушение хозяйственной дисциплины самим предприятием (цен, торговых накидок, отступлений от стандартов, технологий производства).