Информационная система финансов
Фирмы обычно используют для сбора необходимой внешней финансовой информации следующие три способа: неформальные методы, опубликованные данные и компьютерные базы данных.
Неформальные методы включают в себя имеющиеся средства коммуникации между управленцами фирмы и представителями ее финансового окружения (включая частные беседы за ленчем и доверительные телефонные разговоры). Использование средств автоматизации офиса (АО) может внести существенный вклад в повышение эффективности работы подсистемы внешней информации через неформальные методы.
Большое количество внешней финансовой информации может быть получено из опубликованных данных: газет, журналов, ценников, буклетов и другой рекламной информации. Здесь также может быть использовано такое средство автоматизации офиса, как видеотекст.
Большое количество финансовой информации в форме компьютерных баз данных распространяется специализированными фирмами на лазерных дисках.
Выходные подсистемы ИС финансов
Подсистема прогнозирования. Прогнозирование является одним из наиболее ранних количественных приложений в бизнесе. Существует значительное число методов прогнозирования. Однако прежде чем рассматривать их особенности, необходимо сделать ряд общих замечаний.
· Все прогнозы базируются на прошлом. Для того чтобы понять, что может случиться в будущем, следует взглянуть назад, в прошлое. Все существующие методы прогнозирования используют этот принцип. Вот почему так важны для прогнозирования бухгалтерские данные.
· Прогнозные задачи относятся к классу плохо структурированных задач, для решения которых необходима поддержка СППР.
· Каждый метод прогнозирования имеет свои достоинства и недостатки.
Различают краткосрочное и долгосрочное прогнозирование. Краткосрочное прогнозирование используется в функциональных сферах работы организации. Так, в сфере маркетинга объем продаж прогнозируется обычно на 1 3 года. Все остальные функциональные сферы используют этот прогноз как базу для определения объема потребных им ресурсов для обеспечения спрогнозированного уровня продаж.
Долгосрочное прогнозирование (пять лет и более) часто используют на уровне стратегического планирования при определении глобальных тенденций развития фирмы в будущем.
Среди методов прогнозирования выделяют количественные и неколичественные методы.
Неколичественные методы. Неколичественные методы прогнозирования основываются на субъективных оценках. Менеджеры, пытаясь предсказать величину некоторого параметра в будущем, рассуждают следующим образом: «В прошлом году мы продали 2000 изделий. После того как мы вложили в развитие розничной сети определенные средства, мы вправе ожидать, что в будущем году объем продаж повысится до 2500 изделий». Ясно, что такой метод базируется на наличии определенного опыта, которым должен обладать менеджер, прогнозирующий хорошо известный ему процесс. И многие достигают в этом значительных успехов. В настоящее время известен ряд формальных неколичественных методов прогнозирования, наиболее популярными из которых являются следующие: метод консенсуса, метод Дельфи и метод компьютерной конференции.
· Метод консенсуса реализуется группой экспертов, открыто обсуждающих факторы, влияющие на поведение процесса в будущем. В результате дискуссии принимается единая точка зрения, основанная на компромиссе. Группа может работать по заранее намеченному расписанию, имея повестку для каждого заседания и сохраняя их подробные записи.
· Метод Дельфи также реализуется группой экспертов, которые, однако, не встречаются для дискуссий, а лишь отвечают на представленный им набор вопросов. Каждый последующий набор вопросов разрабатывается координатором группы с учетом результатов, полученных на предыдущем туре. Так постепенно группа приходит к общему мнению.