Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации
-большая совокупность субъектов межбюджетных отношений как на субфедеральном (региональном), так и на местном уровнях;
-существенная дифференциация экономических и бюджетно-налоговых потенциалов региона;
ограниченная способность большинства субъектов Федерации и органов местного самоуправления к обеспечению бюджетной самодостаточности;
-отсутствие горизонтальных договорных механизмов бюджетного выравнивания между субъектами отношений;
-острая социальная дифференциация;
-отсутствие у федерального бюджета достаточных ресурсов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов в рамках формализованных процедур;
-резкая диспропорция между переданными на региональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их использование;
-чрезмерная централизация межбюджетных отношений;
-искаженность институциональных условий для экономической и бюджетной политики региональных и местных властей и др.
Основным направлением в преодолении отмеченных тенденций является нормативное регулирование налоговых отчислений от того или иного налога и оказание финансовой помощи из фондов, определенных в федеральном бюджете.
Так, по результатам обзора практики регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ, проведенного центром фискальной политики, 36% регионов в 2009 г. не использовали механизм закрепления единых нормативов отчислений от налогов муниципальных районов и городских округов. Закрепление единых нормативов отчислений по поселениям было предусмотрено лишь в 12,5 % субъектов РФ [19].
Причем по отдельным налогам доля регионов, выполнившая данные требования законодательства, не превышала 7,5 % по муниципальным районам и 2,5 % по поселениям .
Таблица 1.5 - Закрепление нормативов налоговых отчислений по Ставропольскому краю в 2010г.
Наименование налога |
Доля отчислений в РБ |
БМП |
БМР |
БГО |
НДФЛ (не менее 10%) |
70 |
10 |
10 | |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
100 |
50 |
50 | |
Налог на имущество организаций |
100 |
10 |
10 | |
Транспортный налог |
100 |
20 |
40 |
60 |
Безусловно, размер трансферта для дотационного региона может играть существенную роль в структуре доходов его бюджета (до 20 % и выше). К тому же принятые федеральные программы, как правило, требуют долевого финансирования со стороны региона и соответствующее резервирование средств.
Самым красноречивым результатом культивировавшейся на протяжении последних 7 лет финансовой политики можно считать то, что в настоящее время в России лишь 17 регионов, которые можно назвать самодостаточными. Лишь они не получают трансферты из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ.