Организация межбюджетных отношений на субрегиональном уровне
Система межбюджетных отношений в России включает в себя не только взаимоотношения федерального и региональных бюджетов, но и отношения региональных и местных бюджетов, которые представляют собой межбюджетные отношения на субрегиональном уровне.
Местные бюджеты являются составной частью бюджетной системы Российской Федерации. Они представляют собой часть консолидированного бюджета РФ, сосредоточивают около 50 % бюджетных средств субъектов Федерации. Местные бюджеты аккумулируют финансовые средства, поступающие по различным каналам, на соответствующей территории для использования их органами местного самоуправления в соответствии со своими функциями и задачами. Местные бюджеты пополняются за счет не только местных налогов и сборов, но и части региональных и местных налогов и сборов, перераспределяемых в порядке бюджетного регулирования.
Будучи частью бюджетной системы РФ, наиболее приближенной к населению, именно местные бюджеты призваны обеспечивать удовлетворение самых насущных потребностей граждан (табл. 1).
Таблица 2.1 - Пропорции распределения основных видов расходов между уровнями бюджетной системы РФ, в %
Виды расходов |
Виды бюджетов | ||
Федеральный |
Региональный |
местный | |
Государственное (муниципальное) управление |
33,9 |
23,1 |
43,0 |
Международная деятельность |
100,0 |
- |
- |
Национальная оборона |
100,0 |
- |
- |
Правоохранительная деятельность |
75,9 |
16,8 |
7,3 |
Наука |
94,1 |
5,9 |
- |
Реальный сектор экономики |
20,7 |
35,0 |
44,3 |
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций |
89,3 |
8,0 |
2,7 |
Социально-культурные мероприятия |
18,8 |
26,1 |
55,1 |
Вместе с тем современное состояние большинства местных бюджетов является неудовлетворительным, что во многом обусловлено неравномерным распределением налогов между уровнями бюджетной системы .
Ключевой задачей по реформированию межбюджетных отношений является приведение в соответствие расходных обязательств и финансовых ресурсов, усиление самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти за эффективное управление общественными финансами.
Для этого необходимо:
. Четко разграничить расходные и доходные полномочия между уровнями бюджетной системы.
. Повысить заинтересованность органов местного самоуправления в максимальной собираемости налогов через механизм долгосрочного закрепления доходных источников.
. Повысить заинтересованность муниципалитетов в оптимизации расходной части местных бюджетов через укрепление их самостоятельности.
. Создать эффективный механизм перераспределения доходов между муниципалитетами за счет совершенствования механизма распределения средств региональных фондов финансовой поддержки муниципалитетов.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятом 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, а также новой редакции Бюджетного кодекса РФ предусмотрены меры, направленные на решение большинства из перечисленных проблем.