Классификация методик оценки инвестиционного климата
Рисунок 2.1.
Классификация методик оценки инвестиционного климата (ИК)
Необходимо отметить, что данная классификация не является исчерпывающей. В ней выделены наиболее явные признаки, по которым можно классифицировать методики оценки инвестиционного климата.
Классификация методик являются базой для выбора наиболее приемлемой методики оценки инвестиционного климата для определенного региона в текущий момент его развития, который для каждого конкретного региона определяется по следующим критериям:
1. Целевая группа потенциальных инвесторов
. В зависимости от приоритетов региональной инвестиционной политики региональные власти должны определить приоритетную целевую группу (региональные инвесторы, отечественные инвесторы, зарубежные инвесторы), на которой в первую очередь будут сосредоточены усилия по привлечению. При этом необходимо учитывать, что иностранные инвесторы в первую очередь ориентируются на международные рейтинги инвестиционной привлекательности регионов, а отечественные - на отечественные. При этом также велика вероятность того, что поведение последних во многом будет совпадать с поведением региональных инвесторов, которые в первую очередь ориентируются на конкретные инвестиционные проекты конкретных хозяйствующих субъектов в регионе.
2. Характер исследования
. При первичном исследовании состояния инвестиционного климата региональным властям необходимо получить полную картину его состояния. В этом случае важными будут являться те рейтинги, которые осуществляются при тесном взаимодействии рейтинговых специалистов с представителями власти. В этом случае можно получить ответ не только на вопрос, что является удовлетворительным или неудовлетворительным, но и почему. В последствии, при необходимости быстро получить последнюю информацию о состоянии инвестиционного климата достаточно будет простой экспресс-диагностики.
3. Периодичность оценки
. Региональные власти могут прибегать к разовой диагностике ИК или, что более предпочтительно, к регулярной оценке состояния ИК в регионе.
4. Цели использования оценки
. Если региональные власти планируют использовать информацию, полученную в результат рейтинга, как инструмент привлечения потенциальных инвесторов и продвижения благоприятного инвестиционного имиджа, то необходимо ориентироваться на рейтинги с мировым именем, имеющим широкий круг пользователей. Если же цели являются внутренними (например, для целей разработки и совершенствования региональной инвестиционной стратегии), то ориентироваться лучше на отечественные рейтинги, представляющие более детальную информацию о состоянии ИК в регионе.
Данный перечень критериев не является исчерпывающим и может дополняться и пересматриваться в зависимости от конкретных нужд региона.