Предложения по улучшению инвестиционного климата Московского региона
Пути развития инвестиционной деятельности в области, с моей точки зрения, можно рассматривать в двух направлениях. С одной стороны, перспективы инвестирования зависят от инвестиционной политики, проводимой субъектами федераций. С другой стороны, выбор путей развития можно рассматривать как выбор направлений приложения капитала.
На мой взгляд, одним из источников внутренних инвестиций является привлечение средств населения. По данным некоторых исследователей, на руках у населения находится до 60 млрд. долларов, которые являются «мертвым грузом», неработающими деньгами. Необходимо создать такие условия, при которых бы произошло привлечение именно этих денег из средств населения, что явилось бы значимым фактором для инвестиционной деятельности области. Однако, это можно лишь достичь путем повышения доверия государству среди населения.
Как мне кажется, проблема льготного налогообложения инвесторов занимает важное место в инвестиционной политике. Возможности повышения инвестиционной активности связывают с налогами. Ведь эффективность налоговых льгот для инвесторов недостаточна. Более того, в 2000- 2011 гг. система налогообложения стала еще жестче: отмены льготы на реинвестируемую прибыль, принята прогрессивная система налогообложения. Еще в 2000 г. после уплаты налогов в распоряжении предприятий промышленности области оставалось 30% прибыли, тогда как по России в целом - 43%; сейчас это соотношение еще более ухудшилось.
Вопросы участия промышленных компаний в социально-экономическом развитии региона являются крайне важными и затрагивают не только интересы Московской области, но и других субъектов РФ. За период 2000- 2011 годы финансирование капитальных вложений по объектам непроизводственного значения в Московскую область сократилось почти в 5 раз в сопоставимых ценах. На 2011 год Министерство ставит задачу остановки процесса падения инвестиций по объектам непроизводственного значения Московской области, в процессе совместной работы найти способ для дальнейшего увеличения капитальных вложений на нужды социальной сферы.
Пристального внимания, на мой взгляд, в будущем заслуживает агропромышленный комплекс Московской области, что связано, прежде всего, с решением задач по продовольственному обеспечению населения. Для этого мной предлагается:
- сохранение всем категориям хозяйств дотаций на зерно;
- в связи с предполагаемым поэтапным отказам от дотаций и субвенций в сельское хозяйство из федерального бюджета, сохранение на региональном уровне выплат на племенное животноводство и семеноводство, а также на мероприятия по повышению плодородия почв;
- выделение бюджетных ссуд перерабатывающим предприятиям, осуществляющим закупки сельскохозяйственного сырья, в том числе у населения;
- расширение предоставления лизинговых услуг сельским товаропроизводителям.
На мой взгляд, важным направлением активизации инвестиционной деятельности предприятий, на мой взгляд, является политика реструктуризации задолженности предприятий перед региональным бюджетом.
Как мне кажется, в условиях высокой лабильности капитала региональная инвестиционная политика должна быть исправлена не столько на формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе в целом, сколько на разработку приоритетов в поддержке тех отраслей, где при минимальных затратах достигается максимальный эффект в обеспечении условий устойчивого регионального развития.
Также по распоряжению Д.А. Медведева с мая 2011 года будет введён специальный институт инвестиционного уполномоченного, в задачи которого войдёт оказание содействия компаниям в реализации частных инвестиционных проектов, прежде всего при взаимодействии инвесторов с органами исполнительной власти. Задача уполномоченного будет состоять в том, чтобы сроки рассмотрения документов в 2-3 месяца стали нормой в Московском регионе. Одновременно станет ясно, какие руководители региона и органов местного самоуправления, а также какие федеральные ведомства работают эффективно, а какие - нет. Но за этими оценками должны следовать и организационные выводы.
По имеющимся прогнозам предполагается, что Московская область сохранит на ближайшую перспективу статус одного из регионов с наиболее высокой инвестиционной активностью.
Также в целях устранения избыточного влияния государственных компаний на инвестиционный климат Московской области необходимо сделать три вещи. Во-первых, зафиксировать наконец и объявить график приватизации крупных пакетов акций на ближайшие три года. Во-вторых, исключить практику, когда профильные руководители Правительства, а именно те, кто отвечают за правила регулирования в конкретных отраслях, занимают места в советах директоров компаний, работающих в условиях конкуренции. В-третьих, ввести процедуру предварительной публикации крупнейшими государственными компаниями информации о планируемых закупках, включая стоимость соответствующих лотов, а также информацию о заключённых контрактах.