Факторный анализ прибыли и рентабельности продаж
Рентабельность - это характеристика хозяйственной деятельности. Особенность показателей рентабельности в том, что в качестве результата хозяйственной деятельности в расчет принимается прибыль (валовая, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль). Величина прибыли может соотноситься с величиной активов, капитала, доходов и расходов.
Определим факторный анализ рентабельности от продаж и определим влияние изменение данного показатели на иные показатели прибыльности предприятия ООО «Смарт».
Рентабельность от продаж равна отношению прибыли от продаж к выручке.
На изменение рентабельность продаж оказывает изменение прибыли от продаж, изменение выручки.
Рпрод = Прибыль от продаж / Выручка
Изменение рентабельности продаж:
за счет изменение прибыли от продаж
∆Рпрод (прибыль от продаж) = ∆Прибыль от продаж / Выручка2008
за счет изменение выручки
∆Рпрод (выручки) = Прибыль от продаж 2009/ Выручка2009 - Прибыль от продаж 2009/ Выручка2008
Общее изменение рентабельности продаж равен сумме двух факторов:
∆Рпрод = ∆Рпрод (прибыль от продаж) + ∆Рпрод (выручки)
Рпрод 2009-Рпрод2008 = ∆Рпрод (прибыль от продаж) + ∆Рпрод (выручки)
Результаты представим в таблице 2.
Таблица 2 - Факторный анализ рентабельности продаж
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Изменение, тыс. руб. |
Изменение, % |
Выручка, тыс. руб. |
1255804 |
1392735,00 |
136931 |
10,90 |
Прибыль от продаж, ты. руб. |
93237 |
109167 |
15930 |
17,09 |
Рентабельность продаж, руб./руб. |
0,074 |
0,078 |
0,004 |
5,57 |
Изменение рентабельности продаж |
0,004 | |||
- за счет прибыли от руб./руб. |
0,013 | |||
-за счет изменение выручки, руб./руб. |
-0,009 |
В итоге получаем, что за счет роста прибыли от продаж на 17,09% или на 15930 тыс. руб., рентабельность продаж увеличивается на 1,3 копеек на рубль выручки. А за счет увеличение выручки рентабельность продаж уменьшается на 0,9 копеек.
Превышающий темп роста прибыли от продаж над ростом выручки приводит к росту рентабельности продаж.
Проанализируем рентабельность организации и рентабельность собственного капитала (табл.3). Выполним факторный анализ рентабельности организации и рентабельности собственного капитала. Оценим целесообразность привлечения дополнительных заемных средств.
Таблица 3 - Анализ показателей рентабельности предприятия ООО «Смарт» за 2008-2009 гг
№ п/п |
Показатели |
Формулы |
2008 г. |
2009г. |
Отклонение |
1. |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
стр. 190 формула №2 |
10316 |
15430 |
5114,00 |
2. |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
стр. 50 Формула №2 |
93237 |
109167 |
15929,80 |
3. |
Средние остатки всех активов, тыс. руб. |
781274 |
893517,5 |
112243,50 | |
4. |
Средние остатки собственного капитала, тыс. руб. |
126545,00 |
141507,00 |
14962,00 | |
5. |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
стр. 10 формула №2 |
1255804,20 |
1392735,00 |
136930,80 |
6. |
Рентабельность активов по прибыли от продаж, % |
11,93 |
12,22 |
0,28 | |
7. |
Коэффициент оборачиваемости всех активов в оборотах |
1,611,56-0,05 | |||
8. |
Рентабельность продаж, %: а) по прибыли от продаж |
7,427,840,41 | |||
б) по чистой прибыли |
0,821,110,29 | ||||
9. |
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % |
8,15 |
10,90 |
2,75 | |
10. |
Коэффициент финансовой маневренности |
Кфм= 6,176,310,14 | |||
11. |
Изменение рентабельности активов за счет: |
11,93 |
12,22 |
0,28 | |
а) коэффициента оборачиваемости всех активов |
Р акт = ∆коб*Рпр.прод |
11,93 |
11,57 |
-0,36 | |
б) рентабельности продаж по прибыли от продаж |
Р акт = Коб*∆Рпр.прод |
11,57 |
12,22 |
0,65 | |
12. |
Изменение рентабельности собственного капитала за счет: |
8,15 |
10,90 |
2,75 | |
а) коэффициента оборачиваемости всех активов |
Р аск = ∆Коб*Рпр.чп*Кфм |
8,15 |
7,91 |
-0,25 | |
б) рентабельности продаж по чистой прибыли |
Р аск = Коб*∆Рпр.чп*Кфм |
7,91 |
10,66 |
2,76 | |
в) коэффициента финансовой маневренности |
Р аск = Коб*Рпр.чп*∆Кфм |
10,66 |
10,90 |
0,24 |