Потребительская кооперация как форма организации бизнеса
Свойство системности потребительской кооперации предусматривает, что ее организационные формы (потребительские общества, их союзы) связаны друг с другом определенным образом, в первую очередь, за счет сохранения вертикальных уровней власти и управления, каналов коммуникаций и механизма принятия решений, что дает возможность проанализировать работу различных элементов структуры потребительской кооперации, к примеру, в отношении производства товаров и оказания услуг, совокупной рабочей силы, реализации единой стратегии развития и т.д. Свойство системности предполагает также, что потребительская кооперация - это многоотраслевая структура в составе АПК, которая позволяет развивать традиционные и применять диверсификационные направления в кооперативном хозяйстве с учетом социальной направленности в обслуживании сельского населения.
Свойство адаптации организационных форм потребительской кооперации отражает основные тенденции в развитии кооперации, обеспечивающие ее устойчивое функционирование при определенном взаимодействии внутренних и внешних условий существования. При этом ключевое значение здесь имеет исследование механизма ее адаптации к различным условиям экономической деятельности. Он заключен, во-первых, в различных организационных формах, по-разному реагирующих на рыночную ситуацию. Вопрос о выборе организационных форм кооперативных хозяйств возникал всякий раз, когда менялась социально-политическая среда, в которой они существуют. Например, в годы Великой Отечественной войны - это использование различных форм надомничества (выпечка хлеба в крестьянских печах, сушка фруктов); в период командно-административной экономики потребительская кооперация закупала сельскохозяйственную продукцию по договорным ценам; в настоящее время обращают на себя внимание такие направления как диверсификация кооперативного производства и восстановление забытых форм доставки товаров до потребителей в виде передвижных лавок, развитие заготовительной деятельности, производство товаров, преимущественно из местного сырья. Во-вторых, механизм адаптации представляет собой своего рода «защитный процесс», который способен, не изменяя своим принципам, ассимилировать рациональные структуры и элементы других организационных форм рыночного хозяйства, к примеру, агрохолдингов и иных интегрированных формирований. В-третьих, выживанию и надежности организационных форм потребительской кооперации может способствовать самостоятельность и творчество кооператоров, постоянный поиск новых решений, вариантов повышения прибыльности и эффективности хозяйства, их национальная и международная солидарность, обмен опытом и взаимная поддержка.
Свойство цикличности означает то, что система потребительской кооперации представляет собой в целом замкнутый торгово-промышленный цикл. Этот цикл обеспечивает кругооборот товарных и информационных потоков в пределах одного регионального образования. Он включает в себя: заготовку - переработку - сбыт; производство - переработку - доведение до потребителя. То есть в него входят и предприятия сельского хозяйства, производящие или перерабатывающие сельхозпродукцию, и торговые предприятия, и обслуживающие организации, и научно-образовательные учреждения.
Сущность свойства локализации состоит в том, что потребительской кооперации в настоящее время принадлежит преимущественная роль локального центра в обслуживании населения на селе. Потому что, во-первых, кооперативные формы хозяйствования напрямую приближены к месту их потребления, поскольку главная цель потребкооперации - предоставление социальных услуг как пайщикам, так и некооперативному населению. Это обстоятельство способствует разрешению экономических, социальных и иных проблем как потребителей, так и производителей. Во-вторых, в отличие от рынка потребительских товаров, рынок услуг, оказываемых потребкооперацией, характеризуется тем, что он имеет четкие территориальные границы реализации в пределах конкретного населенного пункта. А это также позволяет структурам потребкооперации конкретизировать цели и задачи развития ее торгово-промышленного цикла, приближает его к непосредственному потребителю на определенной территории и выявляет социально-экономические особенности и возможности региона.
Таким образом, активизация деятельности российской потребительской кооперации на современном этапе связана, с одной стороны, с началом процесса возрождения традиций кооперативного хозяйствования с учетом современных экономических реалий, а с другой, с новыми возможностями реализации потенциала организационных форм потребительской кооперации по развитию АПК в рыночных условиях.