Анализ прибыли и рентабельности
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.
Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.
Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.
Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:
. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;
. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;
. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов;
. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).
Проанализируем прибыль от продаж. В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:
. Абсолютное отклонение: П = П1 - П0
где По-прибыль от продаж базисного периода;
П1 - прибыль от продаж отчетного периода;
П -
изменение прибыли от продаж.
В нашем случае прибыль от продаж отчетного периода П1 = 6815, прибыль от продаж базисного периода П0 = 6462. Следовательно:
- 6462 = 353.
. Темп роста: Темп роста = П1/ По х 100%
Темп роста = 6815/6462 * 100% = 105,5
. Уровень каждого показателя к выручке от реализации (в%):
Уп = Пi/B*100%.
где В-выручка в базисном и отчетном периоде.
Уп0 = 6462/44975*100% = 14,4%
Уп1 = 6815/39216*100% = 17,4%
4. Изменение структуры: У = УП1 - Упо; (уровень отчетного периода - уровень базисного периода).
У = 17,4 - 14,4 = 3
Проведя расчеты можно сделать вывод, что прибыль от продаж в отчетном 2007 году, возросла на 353 т.р., что в процентном выражении составило 5%. По отношению к выручке, показатель прибыли от продаж, в отчетном периоде увеличился на 3%. Для конкретизации причины изменения прибыли от продаж продукции проведем факторный анализ.
На прибыль от продаж оказывают влияние следующие факторы:
. Изменение объема продаж.
. Изменение себестоимости продукции.
. Изменение управленческих расходов.
. Изменение цен на продукцию.
. Структурные сдвиги.
Для проведения факторного анализа необходим индекс цен, который определяется:
Jц = В1/В0,
где В0, В1 - выручка, соответственно базисного и отчетного периода.
Jц = 39216/44975 = 0,9
Таблица 3.4.1. Состав прибыли от продаж
Показатели |
2006 год |
Отчетный год в базисных ценах |
2007 год |
Выручка (т.р.) |
44975 |
43573 |
39216 |
Себестоимость проданных товаров (т.р.) |
18052 |
14039 |
12635 |
Управленческие расходы (т.р.) |
20461 |
21962 |
19766 |
Прибыль от продаж (т.р.) |
6462 |
7572 |
6815 |
1) Влияние изменения производственной себестоимости:
(12635 - 14039) = 1404
) Влияние изменения управленческих расходов: