Содержание, задачи и характеристика стандартной программы проведения финансового анализа торгового предприятия
Трендовый анализ. При проведении трендового анализа рассматривается последовательность значений некоторого показателя за несколько последовательных периодов. Целью трендового анализа является определение прогнозного значения рассматриваемого показателя в следующем периоде. Для этого строится приближающая функция, примерно описывающая поведение показателя. Для построения часто используют математические методы (например, для приближения линейной функции может использоваться метод наименьших квадратов).
«Чтение» бухгалтерского отчета обычно начинают с горизонтального анализа, т.е. сравнение данных за отчетный период с аналогичными данными за предшествующий период. Если такие исследования охватывают данные за сравнительно большой промежуток времени, например за 5 лет, то более наглядно проявляются тенденции в развитии предприятия. Такой анализ называют трендовым. Обязательным условием при этом является обеспечение сравнимости показателей и устранение влияния на отчетные данные изменений цен, колебаний курсов валют, инфляции и других явлений. Оценка динамики деятельности конкретного предприятия дается с учетом экономической ситуации в стране и конъюнктуры в той или иной отрасли.
Динамику изменений по статьям имущества, капиталов и обязательств, доходов и расходов можно проследить и путем «чтения» отчетов по вертикали. Для этого подсчитывается удельный вес (в процентном выражении) соответствующих статей в итоговых показателях.
Следующий подход к анализу финансовых отчетов заключается в использовании так называемого метода коэффициентов. На основании отчетных данных производится расчет различных относительных показателей, которые позволяют оценить ликвидность и финансовую устойчивость предприятия, дают ответ на вопросы, насколько эффективно предприятие использует свои средства и каков уровень доходности вложенных в него капиталов.