Внебюджетные источники финансирования вузов
В целом данное направление привлечения внебюджетных средств является вынужденным, поскольку, во-первых, сами учебные заведения, как было показано выше, зачастую являются арендаторами площадей, что характеризует дефицит имеющихся в их распоряжении площадей; во-вторых, выводятся из возможного пользования учебным заведением значительные площади, создается ряд трудностей различного характера, вытекающих из самого факта присутствия на этих площадях организаций, финансово-экономических расчетов с ними и др.
Один из основных источников внебюджетного финансирования формируется за счет платного обучения. Этот вид деятельности является наиболее привлекательным для высшей школы, поскольку платные образовательные услуги являются высоко доходными, так как "производятся" на той же материально-технической базе, что и бесплатные услуги, не требуют специальной подготовки преподавателей. При условии полного реинвестирования полученной прибыли в учебный процесс, в том числе и направления на заработную плату преподавателям, эти доходы полностью освобождаются от налогообложения. Осуществление платной образовательной деятельности является также дополнительным стимулом для более эффективного и качественного проведения учебного процесса как для учебного заведения, так и для обучаемого, поскольку возникает большая ответственность учреждений образования за качественную подготовку специалистов и ответственность обучающихся за получение образования.
Особое место при анализе проблемы платного образования за счет личных средств имеет образовательная мотивация населения. Высокий престиж высшего образования формировался в России на протяжении нескольких столетий, и в настоящее время по данным социологического исследования, проведенного Центром социологических исследований Минобразования РФ, престиж высшего образования оценивается населением в среднем в 4,1 балла, т.е. несколько выше, чем "хороший", особенно высоко оценивают престиж высшего образования люди старшего поколения.
Оценивая в целом высоко престиж образования, не все население имеет возможность и желание расходовать на эти цели свои средства, надеясь на помощь государства и институциональную оплату образовательных услуг. В отношении студенческого контингента отметим, что сама идея платности образования укоренилась в сознании большинства студентов, и 44,0 % согласны с введением платного образования в вузах, но материальное положение населения не стимулирует стремление к полной оплате обучения.
Таким образом, при рассмотрении возможностей развития платного образования за счет его финансирования из личных средств следует исходить, с одной стороны, из высокой престижности профессионального образования и желания осуществлять частичную компенсацию затрат на его получение населением; с другой, из сформировавшегося менталитета по поводу преимущественного государственного финансирования образования и, как следствие, невключения расходов на образование в первоочередную статью расхода семейного бюджета.
Личная плата за обучение может осуществляться за счет самого обучаемого, средств семей и кредитов.
Рассматривая возможности использования государства как кредитора образования и источника личной оплаты обучения, отметим, что более реалистичным является развитие системы негосударственного кредитования, позволяющего за счет предоставления заемных средств обеспечить более широкий доступ в систему платного профессионального образования низкооплачиваемым слоям населения.
При этом размеры платы за полученный кредит на цели образования должны быть ориентированы на уровень предполагаемых в перспективе доходов. Обязательства по погашению кредита могут взять на себя сами учебные заведения, что снизит риск невозврата полученного студентами займа. Это позволит установить пониженную по сравнению с банковскими кредитами процентную ставку по кредитам на образование и даст возможность получения студентами займов на эти цели.
Далее, что касается сроков предоставления кредитов на образование, наиболее приемлемый, по мнению студентов, является десятилетний срок, т. е. студенты хотят, что является вполне разумным, пользоваться долгосрочными банковскими кредитами.
Одним из видов платного обучения является ее институциональная форма, или оплата обучения за счет средств работодателей. Рассматривая институциональную форму оплаты образовательных услуг, отметим, что для ее развития имеются более широкие возможности по сравнению с личной оплатой, но только с позиций экономических критериев, таких, как уровень доходов, платежеспособность и т. д. Развитие институциональных форм оплаты образовательных услуг определяется наличием у институциональных структур финансовых ресурсов для оплаты обучения, состоянием рынка труда (спросом и предложением, ценой рабочей силы и т. д.).