Основы прогнозирования налоговых поступлений в бюджет
Планирование доходов бюджета является процессом разработки решения по определению объемов поступлений бюджета на планируемый период.
Прогнозирование поступлений бюджета осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию на основе среднесрочного плана социально-экономического развития республики или региона и среднесрочной фискальной политики на предстоящий трехлетний период в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговым Кодексом), Бюджетным Кодексом Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах Национального фонда Республики Казахстан» и другими нормативными правовыми актами.
Методика прогнозирования поступлений бюджета определяется уполномоченным органом по бюджетному планированию, а прогнозные показатели поступлений рассматриваются и одобряются на бюджетной комиссии.
Прогноз по налоговым поступлениям определяется несколькими методами расчетов.
По первому методу используются сводные данные налоговых деклараций за отчетный период.
В основу расчета прогноза налоговых поступлений принимаются показатели налоговых деклараций по налогооблагаемой базе за отчетный период, скорректированные на индексы потребительских цен текущего года и прогнозируемого периода, и средняя ставка изъятий налога за отчетный год.
Рр = Дотч * Iц.тек /100% * Iц.п. /100% * Sсрср =Р отчет/Дотчет*100%,
где Рр - прогнозируемая сумма налога
Дотч - показатель налоговой декларации за отчетный периодц.тек -рост потребительских цен на текущий годц.п. - рост потребительских цен на планируемый годср - средняя ставка изъятий налога за отчетный год
Р отчет - сумма налога за отчетный год
Данный метод можно применять для расчета:
корпоративного подоходного налога, за исключением корпоративного подоходного налога, поступающего от организаций сырьевого сектора, участвующих в формировании Национального фонда;
индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты;
индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты;
социального налога;
налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По второму методу используется информация о начисленных и уплаченных суммах налогов в разрезе крупных налогоплательщиков, результаты годовых перерасчетов по налоговым декларациям, изменение сумм недоимки. В данном расчете следует из ожидаемого поступления исключить разовые уплаты, не носящие постоянный характер, не зависящие от производственной деятельности, в частности, крупные размеры годовых перерасчетов, полученных за счет временных факторов (колебания цен, структурных изменений). Далее ожидаемая сумма налога корректируется на планируемый индекс потребительских цен и на рост объема производства.
Расчет прогнозируемой суммы поступлений определяется по следующей формуле:
Pp =PO*Iц / 100% *Iр/100%,
где Pp - прогнозируемая сумма налога;- ожидаемое поступление налога за текущий год;ц - рост потребительских цен в планируемом году;р - рост объема производства в планируемом году.
Этот метод можно применять для расчета:
корпоративного подоходного налога, за исключением корпоративного подоходного налога, поступающего от организаций сырьевого сектора, участвующих в формировании Национального фонда;
- налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан.
Третий метод основан на прогнозируемых в соответствии со среднесрочным планом социально-экономического развития страны макроэкономических показателях и среднем проценте изъятия налога.
Рр=Wр * S / 100%= Ротчет/ Wотчет *100%,
где Рр - прогнозируемая сумма налога;р - прогнозируемый объем макроэкономических показателей- средний процент изъятия;
Ротчет - сумма налога за отчетный период;отчет - объем макроэкономического показателя за отчетный период.
Этот метод можно применять для расчета:
корпоративного подоходного налога, за исключением корпоративного подоходного налога, поступающего от организаций сырьевого сектора, участвующих в формировании Национального фонда;
- налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан;
налога на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан;
налогов на международную торговлю и внешние операции.
Данная формула также приемлема для расчета прогнозов акцизов и налога на имущество физических лиц. Вместо прогнозируемых объемов макроэкономических показателей и среднего процента изъятия используются соответственно данные об объемах производства подакцизных товаров или о среднегодовой стоимости имущества и ставки налогов.
В основе четвертого метода используется корреляционный анализ, определяющий зависимость поступлений отдельных видов налогов от изменений макроэкономических показателей. В ходе корреляционного анализа выявляются налоги, объемы которых складываются под непосредственным влиянием динамики макроэкономических показателей. Прогнозные значения налоговых поступлений рассчитываются с помощью регрессивного уравнения: