Информационно-программное обеспечение в деятельности МУРЭП «Жилье»
Задачи, на решение которых направлено использование информационных систем в сфере ЖКХ в МУРЭП «Жилье»:
- повышение оперативности диспетчеризации;
- обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории;
- дистанционное управление объектами ЖКХ;
- моделирование ситуаций;
- бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги;
- повышение качества работы с населением;
- информационное обслуживание органов муниципального управления;
- обмен информацией между органами муниципального управления;
- экономия бюджетных средств.
Информационная система ЖКХ обеспечивают повышение оперативности поступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов с целью быстрого реагирования на проблемные ситуации.
Обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории - это учет потребления энергоносителей и воды, контроль технических параметров отопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, вентиляции, работы лифтового оборудования, контроль технологической дисциплины, передача информации в разрезе домов, микрорайонов, кварталов с целью расчета тарифов, принятия решений по капитальному ремонту и др.
Дистанционное управление объектами ЖКХ предполагает управление давлением и напряжением в сетях, включение-выключение освещения в подъездах и внутридворовых территориях, контроль доступа в технические помещения.
Последствия изменения тарифов, станок на услуги ЖКХ можно прогнозировать посредством моделирования ситуаций.
Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги включает:
· ведение учета зданий, квартир;
· управление лицевыми счетами;
· ведение поквартального учета коммунальных услуг и нормативов потребления;
· начисление субсидий и учет льгот (в совокупности и по каждому жильцу, вписанному в лицевой счет) с возможностью изменения их перечня пользователем;
· группировка зданий с целью изменения нормативов и других параметров для большого числа квартир, оперативное выполнение расчетов в процессе таких изменений;
· ведение учета доходов каждой семьи и начисление субсидий в соответствии с этими данными;
· расчет суммы льгот (с возможностью ее перерасчета в случае изменения законодательства) для каждого жильца;
· ведение истории начислений (перерасчет по предыдущим периодам в соответствии с существовавшими тогда нормативами).
Повышение качества работы с населением достигается сокращением очередей при получении справок, выписок, автоматизацией формирования и печати отчетов.
Экономия бюджетных средств достигается за счет сокращения трудозатрат на выполнение операций и численности персонала.
В настоящее время автоматизация ЖКХ движется в направлении организации единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). Основное назначение ЕРКЦ - расчет стоимости коммунальных услуг, автоматизация оплаты коммунальных услуг населением в условиях действия договорных отношений между производителями услуг ЖКХ.
Основными целями создания ЕРКЦ являются:
· формирование бездотационной системы ЖКХ на базе финансового анализа, контроля и учета имеющихся ресурсов;
· учет потоков платежей за коммунальные услуги и управление документооборотом;
· контроль собираемости платежей;
· создание базы данных городского хозяйства, включающей всю информацию о состоянии жилищного фонда, о населении, квотах, субсидиях, оказанных услугах.
Важнейшими направлениями деятельности ЕРКЦ являются:
· оперативное централизованное обслуживание жителей МО по оплате жилищно-коммунальных услуг;
· подготовка и доставка населению платежных документов;
· предоставление льгот и субсидий;
· внесение корректировок в расчеты при изменении тарифов, льгот и субсидий;
· учет граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг;
· централизованная информационно-аналитическая поддержка административных округов.
Централизация абонентского обслуживания населения на базе ЕРКЦ позволила получить ряд преимуществ:
· улучшение контроля правильности изменения тарифов и начисления платы за ЖКУ, исключение разночтений документов и ошибок их толкования;
· использование на территории города единой счет-квитанции, вручаемой каждому плательщику лично;
· повышение оперативности обновления информационной базы;
· повышение качества предоставления льгот за счет интеграции информационной базы с базой данных службы социальной защиты населения;
· повышение качества информационного обслуживания населения за счет организации «горячей линии» по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг.