Финансовый анализ: сущность, значение и источники
Финансовые коэффициенты характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции. Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности организации, нуждающиеся в дополнительном анализе. Правда, дополнительный анализ может не подтвердить негативную оценку в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики организации. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учёта, не отражают качества составляющих компонентов.
Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчётности, акционерами и кредиторами. Целевые ориентиры проводимого финансового анализа зависят от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы (акционеры) организации или его кредиторы.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат формы финансовой отчетности №1, 2 и 3, а также данные текущего бухгалтерского учета. Финансовая бухгалтерская отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления пользователем обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений. Кроме функции источника информации, финансовая отчетность выполняет контрольную функцию, которая заключается в наблюдении, как внешних, так и внутренних органов управления за правильностью отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Внутренними пользователями являются непосредственно бухгалтера предприятия, управленческий персонал и другие лица, которые используют отчетность в своей работе. Внешними пользователями выступают субъекты, которые используют публикуемую информацию для получения сведений о предприятии. Ими являются акционеры, инвестиционные компании, банки, партнеры и клиенты фирмы. Финансовая отчетность содержит сведения про реализованную продукцию, запасы готовой продукции и товаров, про состояние хозяйственных средств и источников их формирования, про финансовые результаты работы предприятия.
В состав отчетности входят баланс организации (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), пояснительная записка, при необходимости прочие формы (отчеты и движении денежных средств, использовании капитала и другие). Эти формы составляются путем подсчета, группировки и специализированной обработки данных текущего бухгалтерского учета и являются завершающей его стадией. Финансовую отчетность обязаны составлять и подавать предприятия, объединения и организации, являющиеся юридическими лицами (кроме банков), и выделенными на отдельный баланс филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятий и организаций (кроме банков и бюджетных учреждений), независимо от видов деятельности и форм собственности. Отчетным годом для всех организаций устанавливается период с 1 января по 31 декабря включительно. Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Одним из приемов анализа финансового состояния является чтение баланса и изучение абсолютных величин. Однако, информация только в абсолютных величинах недостаточна для принятия решений, так как на ее основании нельзя оценить динамику показателей. Поэтому, наиболее используются коэффициенты или отношения, представляющие собой показатели финансового состояния предприятия. Полезность анализа отношений для принятия решений зависит от правильности их интерпретации.
Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. Существуют такие виды сравнительного анализа:
- горизонтальный, с помощью которого определяются абсолютные и относительные отношения статей по сравнению с началом отчетного периода;
- вертикальный, который используется для изучения структуры средств и источников, путем расчета удельного веса отдельных статей в итоговых показателях.