Издержки обращения в торговле
Издержки обращения - это выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. Издержки обращения связаны с товарным обращением и являются категорией товарного хозяйства.
В соответствии с экономическим содержанием затраты объединены в пять основных групп по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, отчисления на социальные нужды, прочие затраты.
По экономической природе издержки обращения делят на чистые и дополнительные. Чистые издержки - это расходы, связанные с процессом доведения товаров до потребителя путем купли-продажи и смены форм стоимости. К чистым издержкам обращения торговых предприятий относят расходы, связанные с процессом продажи, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций, с рекламой и др.
Дополнительные издержки - это затраты торговых предприятий, связанные с продолжением и завершением процесса производства в сфере обращения. К ним относят расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и другие операции. Эти затраты входят в стоимость товаров и возмещаются трудом работников, выполняющих эти процессы.
По характеру выполняемых задач издержки подразделяют на операционные (прямые) и административно-управленческие.
Операционные издержки обращения - это расходы, связанные с выполнением основных функций торгового предприятия. К ним относят транспортные расходы, амортизацию и аренду основных фондов, расходы на заработную плату персонала, расходы на хранение и подготовку товаров к продаже и др.
Административно-управленческие издержки - это расходы торговых предприятий, обусловленные организацией их хозяйственной деятельности и деятельности аппарата управления. К ним относятся расходы по заработной плате управленческих работников, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, служебные командировки, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятия, и др.
По звеньям торговли выделяют издержки обращения розничных торговых предприятий, оптовых торговых предприятий и предприятий общественного питания. Это деление обусловлено особенностями торгово-технологического процесса в различных торговых предприятиях. Наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях общественного питания, а наиболее низкий - в оптовой торговле, что обусловлено спецификой хозяйственной деятельности этих предприятий. В затраты предприятий питания наряду с издержками обращения включаются и издержки производства, что в значительной степени увеличивает общую сумму расходов. А для предприятий оптового звена характерно отсутствие или незначительный удельный вес расходов на фасовку, доработку, подсортировку и т. п., что и снижает общий уровень издержек обращения.
По отношению к товарообороту все издержки обращения делятся на условно-постоянные и условно-переменные.
Условно-постоянные издержки обращения - это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объема товарооборота. Это расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений, инвентаря, расходы на рекламу, часть прочих расходов и др.
Условно-переменные издержки обращения - это затраты торгового предприятия, абсолютная сумма которых изменяется с изменением товарооборота. Транспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению, подготовке и подсортировке товаров, проценты за пользование кредитом, часть прочих расходов и др.
По способу распределения по товарным группам все издержки торговых предприятий делятся на прямые и косвенные (распределительные).
Прямые издержки - это расходы торгового предприятия, отнесенные к определенной товарной группе без дополнительных расчетов, согласно имеющимся документам.
Распределительные (косвенные) издержки - это расходы торгового предприятия, распределенные между товарными группами после предварительных расчетов.