Применение специального режима налогообложения: зарубежный опыт
Налоговые системы многих стран включают налоги, исчисляемые на основе упрощенной финансовой отчетности или с использованием методов косвенного определения налоговых обязательств налогоплательщиков (далее в качестве синонимов применяются термины «условно-расчетные налоги» или «специальный режим налогообложения»). Для развития российской налоговой системы опыт условно-расчетного налогообложения в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой не менее полезен, чем опыт развитых стран. Принимать во внимание действующие налоговые режимы в соседних с Россией странах необходимо также в целях формирования единого экономического пространства в рамках СНГ. В статье анализируются целесообразность и перспективы использования в России некоторых видов условно-расчетного налогообложения.
Способность налоговой системы эффективно выполнять свои функции напрямую зависит от ее адекватности экономической среде, а также соответствия определенным принципам и требованиям. В частности, налоговое бремя должно справедливо распределяться по всем экономическим субъектам в зависимости от их налогоспособности. Однако реализация данного принципа затруднена неофициальной (незарегистрированной) экономической деятельностью и активным уклонением от налогообложения значительной части налогоплательщиков.
Другой проблемой и одновременно важной задачей государства является формирование экономической среды, благоприятной для всех видов общественно полезной предпринимательской деятельности. При этом в особой государственной поддержке нуждаются малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
Между тем налоговые системы большинства стран были ориентированы на крупные и средние предприятия, обладающие наибольшей <бюджетной эффективностью> с позиций налогового администрирования. В результате для малого бизнеса, как правило, оказываются неприемлемыми издержки и сложности, связанные с ведением учета и предоставлением отчетности в соответствии с общим порядком налогообложения.
Вышеперечисленные проблемы - основные причины применения условно-расчетного налогообложения. Специальные налоговые режимы и методы оценки налоговых обязательств в большей мере учитывают особенности некоторых групп экономических субъектов по сравнению с общим порядком налогообложения. При условно-расчетном налогообложении используются достаточно простые правила начисления и уплаты налогов для субъектов экономической деятельности, которые нередко избегают обычного налогообложения.
Существенными для структуры и функционирования налоговой системы являются факторы, находящие отражение в таких показателях, как относительные размеры <теневой экономики>, уровень коррупции (в том числе в налоговых органах)1, и учитывающие согласие налогоплательщиков соблюдать налоговое законодательство. Сравнительный анализ макрорегионов показывает также, что результаты применения сходных налоговых схем условно-расчетного налогообложения зависят от социокультурной и общей экономической среды.
Самые значительные масштабы неофициальной экономической деятельности и уклонения от налогов характерны для большинства стран с переходной экономикой и развивающихся стран Африки и Латинской Америки, в которых условно-расчетные налоги получили наибольшее распространение.
Развитые страны в рамках долгосрочной стратегии, ориентированной на развитие налогообложения на основе финансовой отчетности, постепенно ограничивают применение специальных налоговых режимов. В то же время в развитых странах активно используются методы косвенного определения налоговых обязательств налогоплательщиков.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСЛОВНО-РАСЧЕТНЫХ НАЛОГОВ
Упрощенные налоги
Условно-расчетные упрощенные налоги не предусматривают ведения сложного финансового учета и являются достаточно простыми для налогоплательщиков и налогового администрирования. Данный вид налогов частично заменяет все налоги, уплачиваемые при общем порядке налогообложения. Наибольшее распространение упрощенные налоги получили в африканских странах. В последние годы они используются и в странах с переходной экономикой.
Облагаемой базой упрощенных налогов являются приближенные оценки различных показателей дохода или результатов экономической деятельности, исчисляемые по упрощенным схемам. Критерии, позволяющие применять упрощенный режим налогообложения, как правило, включают верхние ограничения (пороги) по облагаемым показателям и численности занятых. Могут задаваться и нижние пороги, в пределах которых применяется льготная или нулевая ставка упрощенного налога (необлагаемый минимум). Шкала налоговых ставок может градуироваться в зависимости от величины используемых показателей.
В большинстве стран с упрощенным налоговым режимом, как и в России, используются налоговые ставки, общие для всех видов предпринимательской деятельности. Такой подход не учитывает, что коэффициенты прибыльности могут существенно различаться по секторам. Поэтому в некоторых странах устанавливаются ставки, дифференцированные по видам, масштабам и отраслевой направленности предпринимательской деятельности.