Понятие и виды государственного долга
импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
поддержки экономических реформ.
Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в республиканской собственности имуществом.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете на очередной финансовый год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена. Они являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.
Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникших из внешних займов, полученных без государственной гарантии.
Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год устанавливается лимит внешнего государственного долга и основные направления использования внешних государственных займов. В последние годы лимит внешнего государственного долга устанавливается в размере 2 млрд. долларов.
Государственный долг представляет собой сложное экономико-правовое явление, требующее как разработки стратегии управления им, так и тактически верного использования системы специальных методов для регулирования происходящих в данной сфере процессов.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
Обслуживание государственного долга предполагает:
осуществление операций по размещению долговых обязательств;
выплату доходов по ним;
погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.
Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
Различают обслуживание внутреннего государственного долга и обслуживание внешнего государственного долга.
Выделяют определенные методы управления государственным долгом:
новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.;
конверсия - изменение размера доходности займа, т.е. увеличение или снижение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам;
консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов;
унификация - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;
отсрочка погашения займа - изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;