Основные налоги, формирующие доходы краевого бюджета в 2007 - 2009 гг.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций государства и местного самоуправления.
Бюджет является одновременно инструментом планирования финансовой деятельности государства и инструментом контроля, определяющим предельные объемы и направления расходования государственных средств, которые одобряются органами законодательной власти и должны соблюдаться исполнительной властью.
С помощью бюджета перераспределяется часть произведенного в стране валового внутреннего продукта для выполнения политических, социальных и экономических функций. Реализуя свои задачи, государство обеспечивает национальную оборону и безопасность, государственное управление и деятельность законодательной власти.
Обеспечивая деятельность систем образования, здравоохранения, социальной поддержки, заботясь об окружающей среде, развитии науки и культуры, государство выполняет свои социальные функции. Регулируя условия для развития бизнеса и обеспечивая функционирование государственного сектора экономики, государство поддерживает экономическое развитие. Бюджет позволяет создавать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и обеспечения национальной безопасности.
Как любой план, бюджет составляется на определенный период. В большинстве стран таким периодом является так называемый финансовый год. Однако масштабные задачи, стоящие перед государством, не всегда можно решить за один год. Поэтому для обеспечения стабильности и предсказуемости финансовой системы, а значит, и всей экономики в большинстве развитых стран используется еще и среднесрочный бюджет. В Российской Федерации впервые утвержден трехлетний бюджет на 2008-2010 годы. В 2008 году в Красноярском крае впервые разработан и утвержден среднесрочный финансовый план на 2008-2010 годы. И на основе этого плана был сформирован первый трехлетний бюджет края на 2009-2011 годы. Параметры главного финансового документа края следующие: доходы краевого бюджета в 2009 году составят 115,7 млрд. рублей, 126,9 млрд. рублей - в 2010 году и 137,1 - в 2011 году. Расходы утверждены на уровне 135,2 млрд. рублей в 2009 году; 142,6 млрд. рублей - в 2010 году и 151,2 млрд. рублей - в 2011 году.
Дефицит бюджета составит в 2009 году 19,6 млрд. рублей, что не превышает предельные размеры, установленных Бюджетным законодательством. Источниками покрытия дефицита в основном послужат заемные средства от размещения облигаций края, а также изменения остатков на счетах краевого бюджета и кредиты коммерческих банков. К 2011 году дефицит бюджета планируется снизить до 14 млрд. рублей.
Более 70 процентов расходов краевого бюджета составляют трехлетние ведомственные программы развития социальных отраслей и реального сектора экономики. При этом значительная часть расходов бюджета - от 65,8 млрд. рублей в 2009 году до 70,2 млрд. рублей в 2011 году - традиционно будет направлена в образование, медицину, социальную защиту, культуру и спорт.
Основная задача распределения бюджетных расходов заключается в том, чтобы средства бюджета направлялись как на выполнение социальных обязательств перед жителями края, так и создание условий для динамичного развития региона в целом.
Одним из важных направлений финансирования, обеспечивающим выполнение задач развития края, является капитальное строительство. По сравнению с предыдущими годами, объем средств на возведение социальных объектов в ближайшие три года увеличится почти вдвое и превысит 18 млрд. рублей.
Значимым условием развития является также поддержка инвестиционных проектов, реализуемых в крае. По поручению губернатора Александра Хлопонина Инвестиционный фонд увеличен более чем в два раза - с 2009 года объем поддержки будет составлять пять миллиардов ежегодно.
Еще одним важным направлением бюджетных расходов по повышению уровня и качества жизни людей является государственная политика в области заработной платы бюджетников края. С 1 января 2009 года заработная плата работников бюджетной сферы увеличилась на 10 %. Далее планируется, что в течение года бюджетные учреждения края перейдут на новые отраслевые системы оплаты труда. Для финансового обеспечения этого перехода в краевом бюджете зарезервировано около 6 млрд. рублей.
В январе текущего года в краевой бюджет были внесены первые изменения, закрепленные законом «О внесении изменений в закон края «О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов». Корректировка бюджета связана с обеспечением первоочередных мер, разработанных Правительством края, по стабилизации социально-экономической ситуации в крае.
Так, на реализацию закона «О порядке предоставления государственных гарантий Красноярского края» в краевом бюджете предусмотрен гарантийный фонд в объеме 15 млрд. рублей. Механизмы действия закона позволят сделать более доступными для предприятий кредиты коммерческих банков. В обмен на гарантии предприятия обязаны будут предоставить обеспечение, которым может быть имущество, акции, встречные поручительства. В целом, реализация закона позволит решить проблему нехватки краткосрочных оборотных средств у предприятий, а значит, сохранить производство и рабочие места.