Рекомендации по улучшению работы ОАО «Екатеринбургский Гипроавтотранс»
Развитие российской экономики на современном этапе характеризуется неоднозначной и динамично меняющейся экономической средой, наличием сложных управленческих проблем. Многие предприятия испытывают трудности и находятся в кризисной ситуации, сформировавшейся под влиянием рыночной экономики переходного периода.
В условиях спада производства и постоянно растущего уровня инфляции сложился финансово-долговой тип предпринимательства, характеризующийся замещением производственных активов - финансовыми, собственных средств - привлеченными, что проявляется, прежде всего, в недостатке собственных оборотных средств предприятий и доступных источников их формирования. Проблемы укрепления платежной дисциплины, вывода экономики из кризиса платежей и стабилизации уровня промышленного производства являются наиболее актуальными для российской экономики, а значит и для конкретного субъекта - предприятия.
В современных условиях экономической и социально-политической нестабильности в России возможность попасть в число неплатежеспособных предприятий весьма велика.
Кризис предприятия, кризис управления - довольно частое явление в наши дни. Перед многими руководителями встает проблема: как выйти из сложившегося положения, как улучшить свое состояние.
Для большинства российских предприятий, и ОАО «Екатеринбургский Гипроавтотранс» не является исключением, характерны общие проблемы, связанные с «наследием прошлых лет». Однако главной проблемой этих предприятий является практически полное отсутствие планов маркетинга и развития предприятия, преимущественно из-за существовавшего ранее и частично сохраненного госзаказа.
Поэтому для предприятия необходимо совершенствовать систему планирования и контроля посредством использования маркетинговых элементов и методов прогнозирования объемов сбыта (реализации) продукции, работ, услуг.
План реализации продукции должен разрабатываться на основе плана маркетинга.
План маркетинга включает в себя следующие разделы:
Свод контрольных показателей;
Изложение текущей маркетинговой ситуации;
Перечень опасностей и возможностей;
Перечень задач и проблем;
Стратегия маркетинга;
Программа действий;
Бюджет маркетинга;
Контроль за исполнением намеченного.
В сводке контрольных показателей дается краткая характеристика основных целей и рекомендаций, о которых пойдет речь в плане.
Изучение текущей маркетинговой ситуации представляет описание характера целевого рынка и положения предприятия на этом рынке.
Перечень опасностей и возможностей должен включать все опасности и возможности, которые могут возникнуть перед товаром, все важные события, которые могут сильно сказаться на предприятии.
Перечень задач и проблем должен разрабатываться после изучения опасностей и возможностей и формироваться в виде целей, которых предприятие стремится достичь за период действия плана.
Стратегия маркетинга предполагает разработку конкретных стратегий по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на маркетинг.
Программа действий означает превращение стратегии маркетинга в конкретные программы действий.
Бюджет маркетинга разрабатывается на основе вышеперечисленных пунктов плана маркетинга, по сути они являются прогнозом прибылей и убытков.
В последующем разделе плана должен излагаться порядок контроля за ходом выполнения всего намеченного.
Введение в структуру организации специалиста по маркетингу и рекламе, и использования им новых методов управления сбытом, может принести заметные результаты повышения эффективности работы предприятия, улучшение его положения на рынке и общего финансового состояния организации, а также увеличение прибыли от реализации производимой продукции, что непосредственно влияет на стоимость предприятия.
Следует помнить, что цена бизнеса, указанная в итоговом отчете, - это мнение независимого оценщика, но не более того. Покупатель имеет полное право с этим мнением не согласиться и в процессе переговоров предложить свою цену.
На Западе, как правило, оценочная стоимость компании незначительно отличается от цены заключаемой сделки. В российской действительности это расхождение часто составляет более 30%. [16]
Для максимизации стоимости бизнеса (в том числе для частного или публичного размещения акций) собственникам бизнеса целесообразно как минимум:
* Обеспечить позитивные тенденции развития бизнеса на протяжении 2-3 лет, предшествующих дате оценки:
* рост доходов (в т.ч. за счет роста объемов производства, развития продуктового ряда, расширения географии деятельности); * увеличение маржи валовой прибыли (в т.ч. за счет активизации использования операционного рычага, оптимизации производства); * рост операционной прибыли (в т.ч. за счет оптимизации управленческих, сбытовых и прочих операционных расходов); * рост рентабельности инвестированного капитала ROIC и рост превышения ROIC над средневзвешенной ценой капитала WACC (в т.ч. за счет оптимизации налогового планирования, удешевления долговых заимствований); * снижение потребности в чистом оборотном капитале относительно дохода - NWC/Revenue (в т.ч. за счет оптимизации логистики для повышения оборачиваемости запасов, оптимизации финансовой политики компании по расчетам с кредиторами и дебиторами); * увеличение рентабельности собственного капитала - ROE (в т.ч. за счет активизации использования финансового рычага).