Финансы вузов
Образование сегодня - одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие общества. Во всех развитых странах в настоящее время занимаются изучением возможностей систем образования с точки зрения их соответствия требованиям предстоящих десятилетий. Образование рассматривается при этом как необходимое условие, как основное средство реализации стратегии на поддержание высокого уровня производства и конкурентоспособности на мировом рынке.
Высокий уровень образования граждан способствует качественному и интенсивному развитию государства и нации. Переход экономики страны к рыночным отношениям затронул и сферу образования. На деятельность образовательных учреждений негативное воздействие стали оказывать такие факторы, как социальная и экономическая нестабильность в обществе, а также неполнота нормативно-правовой базы в области образования.
Положения действующего законодательства не позволяют однозначно классифицировать деятельность образовательных учреждений в сфере платного обучения как предпринимательскую или непредпринимательскую, что, в свою очередь, порождает проблемы отражения доходов и расходов вузов, а также их финансирования.
Инвестиции в систему образования превратились в современных условиях в один из решающих факторов экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.
В последние десятилетия для всех стран характерен постоянный рост расходов государства на образование. Стоимость высшего образования и научных исследований, особенно в естественных науках, технологии и медицине, стала настолько высокой, что финансировать их в состоянии только государство, которое, естественно, при этом будет стремиться контролировать деятельность высших учебных заведений.
Россия обладает одной из самых мощных систем высшего образования в мире. К достоинствам высшей школы России относят способность осуществить подготовку кадров по всем направлениям науки, техники и производства; по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами она занимает одно из ведущих мест в мире; отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности, по естественнонаучным дисциплинам; традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.
Высшая школа России обладает развитой учебно-научной и производственной инфраструктурой. В составе высших учебных заведений функционирует более 700 научных организаций, в том числе 92 научно-исследовательских института, 57 опытно-конструкторских бюро, 84 экспериментально-опытных производства, а также иные предприятия и организации. В целом высшая школа объединяет в своих рядах около 6 миллионов преподавателей, сотрудников и аспирантов. По абсолютным показателям подготовки специалистов Россия уступает сегодня только США, а по числу выпускников на 10 тысяч человек населения занимает четвертое место в мире после США, Канады и Японии. Государственная система высшей школы дополняется быстро растущим негосударственным сектором.
Таким образом, финансирование высшего образования за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель работы - рассмотреть сущность финансирования высшего образования в Российской Федерации.
Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов проф. Г.Б.Поляка, М.В.Романовского и др.
Информационной базой работы учебные пособия и учебники по бюджетной системе РФ и финансам, монографии и научные статьи в периодических изданиях.
1. Особенности финансов высшего образования в XXI веке
- Типы высших учебных заведений
- Принципы организации финансов вузов
- Казначейское обслуживание вузов
- Планирование бюджетных источников финансирования
- Внебюджетные источники финансирования вузов
- Совершенствование источников финансирования вузов