Совершенствование источников финансирования вузов
Необходимость налоговой поддержки системы образования и передовых образовательных технологий обусловлена развитием рыночного хозяйства и выходом образовательных учреждений на уровень автономного экономического субъекта. Анализ налогового регулирования процессами, происходящими в национальном хозяйстве России, показал, что с 2002 года приоритеты налоговой политики переориентированы с регулирующей функции налога на прибыль организаций на фискальную функцию в отношении образовательной сферы. Хотя приоритетной задачей проводимой налоговой реформы является последовательное снижение налоговой нагрузки, наблюдается нарушение сбалансированности интересов государственного развития производственной и не производственной сферы, что приводит к увеличению налогового пресса на систему образования.
Проблема налогообложения образовательных учреждений является актуальной, а решение ее, тормозится отсутствием теоретического обоснования и практической реализацией принципа справедливости налогообложения организаций сферы образования. В связи с этим, одна из основных задач налоговой политики России заключается в поиске новых и действенных инструментов совершенствования системы налогообложения образовательных учреждений с целью улучшения их финансового положения, и на этой основе повышение качества образовательного процесса. Проблемы государственной поддержки сферы образования с помощью различных налоговых инструментов по приоритетным направлениям, обеспечение их адресности и целенаправленности, а также особенности современного этапа развития финансовой системы страны недостаточно исследованы в научной экономической литературе и практически не отражены в официальных законодательных, программных и нормативных документах.
На первом этапе рыночных преобразований в стране образовательные учреждения получали наибольшую налоговую поддержку. Это, прежде всего, связанно с появлением специального налога, который имел целью, финансирование образования. Это сказалось на развитии системы образования, повышении его качественного уровня. Второй этап характеризуется появлением новых налогов, характерных для рыночной экономики. Происходит незначительное увеличение налогового бремени. В это время возникают негосударственные некоммерческие образовательные учреждения, не имеющие бюджетных источников финансирования. На данном этапе образовательные учреждения могли инвестировать полученный доход на развитие образовательной деятельности и не платить этот налог, тем самым, развивая свою материальную базу и как следствие повышение качества образовательного процесса. На третьем этапе вводится глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Благодаря этому происходит увеличение налогового бремени образовательных учреждений, и как следствие ощущение недофинансирования отрасли. Амортизатором величины налоговой нагрузки являются налоговые льготы, однако на этом этапе их количество не велико и с каждым годом уменьшается.
Основой структуры любой налоговой системы являются принципы ее построения. Сфера образования должна уплачивать налоги, но при этом следует учитывать особенности и социальную значимость данной отрасли. Система налогообложения образовательной деятельности должна строиться в соответствии с научно обоснованными принципами. Объектом налогообложения образовательных учреждений являются финансовые потоки, протекающие как в самом субъекте исследования, так и за его пределами. Все источники формирования имущества образовательной организации можно разделить на целевые поступления (в любой форме) и на доходы от предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Средства целевого финансирования и целевого поступления служат для покрытия расходов на содержание некоммерческой образовательной организации и на ведение уставной деятельности. В частности, средства целевого финансирования могут быть в виде: