Совершенствование источников финансирования вузов
Налоговое законодательство предусматривает два метода определения доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод. Они не подходят для образовательных учреждений. Это в большей степени связано со спецификой деятельности образовательных учреждений. «Зеркальное» отображение доходов и расходов при кассовом методе и методе начисления не отвечает основным принципам налогообложения, так как нарушает право налогоплательщиков, установленное принципом равенства. Метод налогового учета доходов прямым образом влияет на срок исполнения налогоплательщиком обязанности по взносу налога в бюджет в отношении учтенного дохода. Решением вопроса является предоставление образовательным учреждениям отраслевого метода признания доходов и расходов. Концепция смешанного метода учета доходов и расходов образовательных организаций совмещает кассовый метод и метод начисления, то есть представляет собой сочетание, нарушая при этом зеркальность отражения, присутствующее в двух других. Применение смешанного метода признания доходов и расходов будет выглядеть следующим образом: если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщик получает на счета в банках или в кассу организации средства за оказание образовательных услуг, то дата поступления средств, считается моментом оказания услуги. Отсутствие поступления средств является фактом отсутствия признания поступления дохода независимо оттого, что образовательная услуга будет оказываться. Расходы же будут признаваться таковыми, независимо от поступления средств и будут относиться к тому периоду, в котором были произведены.
Основная часть образовательных учреждений осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность за счет средств бюджетов всех уровней. Однако финансирование из данного источника не всегда полностью может обеспечить все потребности. В связи с этим возникает постоянная проблема поиска денежных средств. Решением вопроса может являться привлечение средств от юридических и физических лиц. Данные средства будут иметь ярко выраженный инвестиционный характер. Важнейшим инструментом налогового регулирования вливания инвестированных средств в образовательную деятельность являются налоговые льготы, под которыми понимается уменьшение налогового обязательства для определенной категории плательщиков. Освобождение может быть полным или частичным, но оно всегда приводит к уменьшению суммы налоговых изъятий.
В отношении данных средств может быть предложена не просто льгота, а система льгот, поддерживающая не просто инвестора, а инвестора-благотворителя. К числу важнейших факторов, оказывающих влияние на инвестиционную деятельность, относится и налоговая политика государства, которая определяет размер налогового бремени. Основой данного подхода является стимулирование и поддержка инвестиций бизнеса, направленных в систему образования. Инструментом стимулирования и побуждения к действиям будет являться ряд мер, установленных налоговым законодательством. В налоговом регулировании льготы являются более эффективным средством поддержки хозяйствующих субъектов. Они выступают как самый нестабильный элемент налоговой системы. Их состав постоянно изменяется, дополняется, пересматривается порядок их применения. Стратегические направления совершенствования налогообложения в части коммерческих организаций, реализация которых позволит построить научно обоснованную и эффективную систему по привлечению средств коммерческих организаций в систему образования, включает следующие новшества: понижение налоговой ставки по налогу на прибыль в случае инвестирования коммерческими организациями средств в образовательную деятельность; упрощение порядка уплаты налогов для коммерческих организаций, путем освобождения от авансовых платежей, уплачиваемых в налоговом периоде.
Необходимость поддержки системы образования обусловлена растущим недофинансированием. Это подтверждают данные как по стране в целом, так по отдельным ее субъектам. Для решения этой проблемы следует изменить структуру источников финансирования отрасли. Одним из важных источников финансирования развития отрасли могут стать высвобожденные ресурсы вследствие предоставления льгот по налогу на прибыль для сферы образования. В этом случае в отрасли появятся дополнительные средства в виде законно не уплаченной суммы налога, которая может быть потрачена на цели образования. Необходимо предоставление налоговых льгот каждому субъекту образовательного процесса. Это, в свою очередь, позволит проводить постоянное обновление и техническое совершенствование основных фондов и применение передовых информационных технологий в учебном процессе. Этот источник может быть использован для увеличения размера заработной платы, которая в системе образования значительно ниже, чем в производственных отраслях. Первостепенное значение для системы образования имеет привлечение инвестиций в образовательный процесс.