Анализ и оценка налоговых платежей и контрольной деятельности на примере г. Ставрополя
О результатах контрольной работы районные Инспекции ФНС г. Ставрополя представляет своему вышестоящему органу Управлению ФНС РФ по Ставропольскому краю отчет формы 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов». В отчете указываются данные о количестве проверенных налогоплательщиков и в скольких из них установлены нарушения налогового законодательства по каждому виду налогов; дополнительно начисленная, а также поступившая в бюджет сумма налогов и финансовых санкций; возвращенная плательщикам сумма налога, которая была излишне уплачена в бюджет; количество случаев приостановления операций по счетам поставщиков финансово-кредитных учреждений; количество материалов, передаваемых в правоохранительные и судебные органы, количество должностных лиц и граждан, на которых наложен административный штраф и сумма штрафа,
в том числе уплаченная.
Информация, содержащаяся в отчете формы 2-НК. является основной для оценки количественных и качественных показателей, характеризующих организацию контрольной работы. В практике используются показатели: количество документально проверенных юридических лиц или проверенных на месте физических лиц; сумма доначислений налоговых санкций; процент взысканных платежей к общей сумме доначислений, доля доначислений к сумме поступивших налогов и платежей. Сопоставление количественных и качественных показателей между изучаемыми объектами позволяет дать достоверно объективную оценку уровня организации контрольной работы, акцентировать внимание на проблемных местах и нацелить коллективы на их решение [5].
Показатели свидетельствуют о том. что в результате контрольной деятельности ИФНС по анализируемому району г. Ставрополя в бюджет и внебюджетные фонды дополнительно начислены налоги и налоговые платежи, пени, предъявлены санкции по результатам проведенных проверок организаций и физических лиц в 2005 году в сумме 225160 тыс.руб., а в 2004 году 158505 тыс.руб., что выше показателя 2004 года на 66655 тыс.руб. (225160-158505), темп прироста 42% (66655 х100-158505), темп роста 142% (225160x100158505).
Общая сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных налоговых проверок в 2005 году составила 107010 тыс.руб., а в 2004 году 50350 тыс.руб., то есть рост показателя в сумме 56660 тыс.руб. (107010-50350), темп прироста 112,5% (56660x100-50350), а темп роста 212,5% (107010x10050350).
По камеральным налоговым проверкам общая сумма дополнительно начисленных платежей за 2005 год составила 72045 тыс.руб., что на 2270 тыс.руб. (72045-74315) меньше, чем за 2004 год, темп снижения 3% (7204574315x100-100), темп роста 97% (72045x10074315).
За 2005 год проведено 6905 камеральных проверок с привлечением дополнительных документов, что на 3290 проверок больше (6905-3615), чем в 2004 году, или в 0,9 раза (3290-3615), темп прироста составил 91% (3290x1003615), темп роста 191% (6905x1003615). За 2005 год проведено 66292 камеральных проверки налоговых деклараций и документов бухгалтерской отчетности, а за 2004 год 51243, что на 15049 (66292-51243) камеральных проверки больше, темп прироста 29,4% (15049x10051243).
Удельный вес дополнительно начисленных сумм в результате выездных налоговых проверок в обшей сумме доначислений за 2005 год составил 47,5% (107010x100225160), за аналогичный период прошлого (2004) года - 32% (50350x100158505), что на 15.5 процентных пункта больше (47,5-32,0), темп прироста 48,4 % (15,510032,0). Удельный вес дополнительно начисленных сумм в результате камеральных проверок в общей сумме доначислений составил за 2005 год 32% (72045x100225160), за 2004 год - 46,9% (74315x100158505), то есть снижение на 14,9 процентных пункта (32-46,9).
За 2005 год Инспекцией проведено 136 выездных налоговых проверок, установлены нарушения по результатам 111 проверок. В связи с ликвидацией или реорганизацией юридических лиц проведено 57 выездных проверок.