История возникновения социального налогообложения в России, развития законодательной базы
· материальная помощь в отдельных случаях.
Страховые взносы не начислялись на материальную помощь, оказываемую в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан. Основанием при этом являлось решение органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств и т.д.
Также не взимались страховые взносы, если материальная помощь оказывалась работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.
Во всех других случаях на выданную работникам материальную помощь необходимо было производить страховые отчисления;(21)
На 1998 г. были установлены следующие тарифы страховых взносов в ПФР:
· для работодателей-организаций - 28%;
· для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, - 20,6%;
· для индивидуальных предпринимателей (в том числе иностранных граждан), для частных детективов, нотариусов и аудиторов - 28%.
Кроме того, работающие граждане уплачивали в ПФР страховые взносы в размере 1 % от суммы выплат, на которые начислялись страховые взносы. Эти суммы перечислялись в ПФР из доходов работников и на себестоимость продукции не относились. Следовательно, работники предприятий были обязаны своими личными средствами участвовать в формировании ПФР.
От уплаты страховых взносов в ПФР освобождались общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, уставный капитал которых состоял полностью из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров, если численность работающих инвалидов составляла не менее 50% общей численности работающих.
Если численность инвалидов составляла менее 50% общей численности работающих, освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР применялось в части выплат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров независимо от источников финансирования.
В 1998 г. действовали следующие тарифы страховых взносов в другие внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования - 5,4%; Фонд занятости населения - 1,5%; Фонд обязательного медицинского страхования - 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям (по аналогии с ПФР).(23)
Страховые взносы в эти фонды не начислялись на некоторые выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер (выплаты работникам при увольнении в связи с назначением государственной пенсии, в отдельных случаях материальная помощь, расходы по найму жилого помещения в связи со служебными командировками и т.д.).
Страховые взносы не начислялись на пенсии, пособия и некоторые другие выплаты. Поэтому отчисления в социальные фонды не производились на дивиденды по акциям, пособия по временной нетрудоспособности, государственные пособия гражданам, имеющим детей и т. д.
Кроме того, только при отчислениях в фонд социального страхования взносы не взимались на вознаграждения, полученные за выполнение работ по всем видам договоров гражданско-правового характера.
Следует отметить, что до введения ЕСН контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями и ИП отчислений во внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а органов этих фондов, что создавало определенные трудности для плательщиков, поскольку они являлись объектом контроля сразу нескольких контролирующих органов. Эффективность же такого контроля в целом была невысока. С введением ЕСН функции администрирования нового налога были переданы налоговым органам.
Существенным является также то обстоятельство, что с введением ЕСН для всех налогоплательщиков был установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что значительно облегчило техническое исчисление налога, упростило налоговый контроль за его исчислением и уплатой.
Введение единого социального налога призвано снизить нагрузку на фонд оплаты труда с 39,5 до 35,6%. Одновременно вводится регрессивная шкала налогообложения, которая должна способствовать тому, чтобы предприятия официально выплачивали работникам соответствующую их уровню квалификации заработную плату. Это позволит снизить налоговую нагрузку на заработную плату и обеспечит прозрачность взаимоотношений работодателей и работников с государством.
До 1 января 2001 г. правовое регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов, поступающих в государственные внебюджетные фонды, осуществлялось на основе многочисленных нормативных актов, которые были приняты в разное время и отличались по своей юридической силе. Страховые взносы имели обезличенно-безвозмездный характер, так как не предполагалось соответствие размера и общей суммы выплат, на которые может рассчитывать ее получатель, сумме страховых взносов. Учитывая эти обстоятельства и принимая во внимание необходимость совершенствования администрирования соответствующих платежей, с 1 января 2001 г. страховые взносы были заменены федеральным налогом. В период с 1 января 2001 г, по 31 декабря 2001 г. в Российской Федерации он назывался "единый социальный налог (взнос)", порядок исчисления и уплаты которого регулировался гл. 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.