Цели, задачи, принципы формирования финансовой стратегии предприятия
Трансформационные процессы, происходящие в отечественных компаниях, во многом связаны с финансами. Анализ денежных потоков, поиск эффективных источников финансирования, выгодных инвестиционных решений, разработка разнообразной учетной и налоговой политики - все это ставится во главу угла деятельности современных предприятий (Приложение А).
В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, кризиса неплатежей, непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены ориентироваться на выживание. Это выражается в решении текущих финансовых проблем на основе формирования финансовой политики предприятия.
Финансовая политика - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) корпорации.
Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:
- разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;
- выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий отчетный период (декаду, месяц, квартал) и ближайшую перспективу (год и более длительный период). При этом учитываются возможности развития производственно-торговой деятельности. Прежде всего, это относится к состоянию макроэкономической (налогообложение, учетная ставка банковского процента, нормы обязательного резервирования для банков, нормы амортизационных отчислений по основным средствам и др.);
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и финансирования активов и т.д.) [19].
Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансовой политики, стратегическими задачами которой являются:
а) максимизация прибыли как источника экономического роста;
б) оптимизация структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;
в) достижение финансовой открытости предприятия для собственников (акционеров, учредителей), инвесторов и кредитов;
г) использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг, финансового лизинга, проектного финансирования;
д) разработка эффективного механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния предприятия с учетом постановки стратегических целей деятельности корпорации, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.
При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникают проблемы гармонизации развития интересов предприятия, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения платежеспособности (Приложение Б) [38].
Исходя из продолжительности и характера решаемых задач, финансовая политика классифицируется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Современная концепция стратегического управления основывается на теориях конкурентной стратегии и конкурентного преимущества, разработанных американским ученым М. Портером в 80-х гг. прошлого столетия. Где под экономической стратегией понимался обобщенный план управления предприятием, ориентированный на достижение основополагающих целей компании путем определения и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ.
Финансовая стратегия компании представляет собой сложную многофакторную ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.
Экономическая сущность финансовой стратегии обусловлена финансовыми отношениями компании с экономическими субъектами и государственными органами, взаимодействием с ними в процессе осуществления деловых отношений в области финансов.
Место и роль финансовой стратегии неоднозначно оценивается в экономической литературе. Чаще всего финансовая стратегия компании понимается, как инструмент регулирования используется в связке с инвестиционной стратегией. Отдельные исследования трактуют финансовую стратегию как часть финансового менеджмента (Л. Павлова). Однако более обоснованно было бы рассматривать финансовую стратегию как органичный элемент финансово-бюджетного регулирования компании: