Цели, задачи, принципы формирования финансовой стратегии предприятия
в методологическом плане сущность и механизмы формирования финансовой стратегии компании должны анализироваться как одна из проблем финансовых отношений, финансовой оценки реализации стратегических целей компании;
в схеме экономического регулирования финансовая стратегия должна рассматриваться как компонент общей стратегии компании в ряду с продуктовой, инвестиционной, маркетинговой и другими видами стратегических решений.
Финансовая стратегия является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы). Объектом управления финансами в предприятиях выступают капитал и денежные потоки. Эти категории имеют стратегическое значение, так как их состояние в значительной мере определяют конкурентные преимущества и экономический потенциал акционерной компании. Предприятия с достаточным объемом собственного капитала (более 60 % от общего объема капитала) и положительным сальдо денежных потоков (приток денежных средств выше их оттока) имеет большие возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка [59, 61].
Таким образом, финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач корпорации. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, страховщиками и др.). финансовый оздоровление реструктуризация
Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт, интуиция специалистов (менеджеров) для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей.
К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии компании относятся:
- анализ и оценка финансово-экономического состояния;
- разработка учетной и налоговой политики;
- выработка кредитной политики;
- управление основным капиталом и принятие амортизационной политики;
- управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;
- управление заемными средствами;
- управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;
- ценовая политика;
- выбор дивидендной и инвестиционной политики;
- оценка достижений компании и ее рыночной стоимости (цены).
Гипотетическая модель финансовой стратегии предприятия включает следующие взаимосвязанные блоки (рисунок 1):
Применение инструментов и методов финансовой стратегии носит ситуационный характер: конкретные факторы, включая социально-экономические и политические, определяют выбор той или иной их комбинации в различных вариантах. Исследование взаимодействия финансовой стратегии с управлением компанией позволяет сделать вывод о важнейшей роли финансовой стратегии.
Составной частью финансовой стратегии предприятия является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение параметров в деятельности корпорации: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.
Финансовое планирование компании имеет следующую целевую направленность:
. Обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности компании.
. Увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место.
. Организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами.
. Обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов.
. Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости.
Финансовая тактика направлена на решение частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями [30].
При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал). Стратегия и тактика финансовой политики тесно связаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач и, как следствие, достижения общей цели деятельности предприятия.