Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета
Региональный бюджет как сущность более сложного порядка дальше стоит от поверхности бюджетных явлений, чем категории доходов и расходов бюджета. Финансовая сущность доходов и расходов проявляется во многих видах, при этом каждый вид имеет качественную и количественную характеристику. Качественная характеристика устанавливает назначение расходов, источник получения доходов, количественная - их величину.
Доходы и расходы территориального бюджета характеризуют его финансовое содержание; последнее представлено совокупностью разных групп бюджетных отношений, отличающихся специфическими признаками.
Финансовое содержание территориального бюджета шире его сущности, поскольку последняя составляет основу содержания и представлена лишь тем главным, что есть во всех видах бюджетных отношений. Более того, финансовое содержание включает всю совокупность внутренних элементов, входящих в региональный бюджет; выражает структуру этой категории.
Финансовое содержание наряду с объективными формами в области бюджетных отношений, каковыми являются доходы и расходы регионального бюджета, всегда существует и в организационных (правовых) формах, предоставляющих внешнее проявление экономических отношений.
К организационным формам в сфере бюджетных отношений относятся конкретные виды доходных поступлений и расходных назначений.
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены НК РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.
К региональным налогам и сборам относятся (22, С. 26):
налог на имущество организаций;
государственная пошлина;
транспортный налог;
налог на игорный бизнес;
региональные лицензионные сборы.
Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:
части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты ими налогов и иных платежей;
доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;
доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов власти субъектов РФ;
доходов от продажи (приватизации имущества), находящегося в собственности субъектов РФ;
других источников получения доходов.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде (БК РФ ст. 41):
финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
Назначение этой классификации доходов территориальных бюджетов состоит в том, чтобы обеспечивать сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, т.е. федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Она используется в бюджетном процессе при составлении проекта бюджета, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов, а также при составлении исполнительными органами консолидированных бюджетов. Кроме того, такая классификация имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использования.
С точки зрения условия привлечения средств при формировании доходов региональных бюджетов можно говорить о доходах двух групп (17, С. 96):