Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета
средства, привлекаемые на безвозмездной и безвозвратной основах;
средства, предоставляемые на возвратных и (или) возмездных условиях.
К безвозвратным финансовым ресурсам территориальных бюджетов относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования природных ресурсов, от приватизации, которым свойственен признак эквивалентности, а также средства в форме финансовой поддержки субъектов РФ (субсидии, дотации и др.).
Во втором случае это финансовые ресурсы, которые используются для пополнения бюджетов субъекта РФ временно, и подлежат возврату. Они могут быть как безвозмездного характера (например, ссуда), так и возмездного - бюджетные, коммерческие кредиты.
В категорию «трансферты» входят все безвозвратные, безвозмездные платежи, поступающие от одних уровней управления другим уровням, и их получение часто связано не с денежными, а с политическими условиями.
В российской практике они имеет форму финансовой поддержки субъектов Федерации в виде дотаций, субвенций, субсидий или иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.
На наш взгляд, в современных условиях более оправдано использование классификации доходов по праву собственности (рис. 1.2.1) (13, С. 42).
Рис. 1.2.1. Модель формирования доходов региональных бюджетов
В практике российской бюджетной деятельности мобилизация доходов территориальных бюджетов осуществляется различными методами:
по источникам образования - общими и специальными методами;
по условиям привлечения поступления - обязательными и добровольными платежами;
по способу закрепления доходов - закрепление за бюджетами субъектов РФ доходов в полном объеме, методом квотирования ставок и методом присоединения ставок;
по способу передачи из вышестоящего бюджета - методом отчисления от федеральных регулирующих налогов и методом оказания прямой финансовой поддержки;
по формам мобилизации - методами наличных и безналичных расчетов.
Методы отражают качественную, содержательную сторону доходов бюджета, так как позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений и межбюджетного регулирования.
О расходах бюджетов субъектов Российской Федерации можно говорить в материальном, экономическом и правовом смыслах. В материальном смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации - это денежные средства, выделяемые из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение задач и функций субъекта Российской Федерации. В экономическом смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации представляют собой отношения, возникающие в процессе распределения бюджета как централизованного фонда данного субъекта. Здесь речь идет об особой разновидности экономических отношений - отношениях по расходованию бюджета как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации, расходных бюджетных отношениях. С экономической точки зрения данные отношения, будучи разновидностью финансовых отношений, носят характер распределительных отношений. Расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется посредством следующих методов, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации (18, С. 4):
) бюджетное финансирование - безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета;
) бюджетное кредитование - возвратное предоставление денежных средств из бюджета;
) погашение долговых обязательств бюджета.
Принципами бюджетного финансирования являются:
) безвозвратность предоставления денег из бюджета субъекта Российской Федерации.
) безвозмездность предоставления денег.
) плановость предоставления денежных средств.
) соответствие планируемых расходов объему бюджетных доходов.
) целевой характер предоставления денежных средств.
) контроль за использованием выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации денежных средств.
Таким образом, доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.