Оценка доходов и расходов бюджета РТ
Превышение фактически выделенных межбюджетных трансфертов объясняется предоставлением в конце 2008 года дополнительных средств из федерального бюджета, а также распределением по муниципальным образованиям централизованных в бюджете Республики Татарстан средств.
За 11 месяцев 2009 г. наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Татарстан занимают расходы по разделам «Национальная экономика» - 28 094,3 млн. руб. - 31,05% и «Межбюджетные трансферты» - - 28 793,7 млн. руб. или 31,82%.
Анализ структуры расходов бюджета РТ показал высокий удельный вес в расходах статьи «межбюджетные трансферты местным бюджетам». В этой связи большое значение имеет методика расчета и предоставления средств регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и в частности методика определения налогового потенциала, которая должна отражать степень прилагаемых фискальных усилий на местном уровне.
Итоги исполнения бюджета за одиннадцать месяцев 2009 года, а также ожидаемое исполнение до конца года говорят о том, что фактически поступающие доходы позволят частично покрыть дефицит бюджета, а вторая часть этого дефицита закроется бюджетными кредитами и дотацией на сбалансированность из федерального бюджета.
В 2010 году Валовой региональный продукт увеличится в сопоставимых ценах на 2,4% к уровню 2009 года (ВВП России - на 1,6%). Этому будет способствовать рост промышленного производства - на 2% (в России - на 1,9%) и более динамичное, чем в Российской Федерации, развитие других секторов экономики: сельского хозяйства - на 4,7% (в России - на 2,4%), торговли - на 3% (в России - на 1,5%), строительства - на 3% и транспорта - на 2%. Расчеты основаны на сценарных условиях развития экономики России, которые предусматривают цену нефти марки «Urals» - 58 долларов за баррель. Среднегодовой курс доллара - 33,9 руб. Инфляцию на уровне 10% (26, С. 13).
Для достижения запланированных параметров в 2010 году в сфере экономики необходимо активизация работы по привлечению инвестиций; поддержка модернизации и технического перевооружения; освоение новых рынков; повышение качества среды ведения бизнеса в Татарстане.
В 2010 году прогнозируется поступление доходов в консолидированный бюджет республики в сумме 88,3 млрд. руб., в том числе собственных доходов - 80 млрд. руб. Прогнозные объемы бюджета республики в 2010 году - 66,1 млрд. руб., в том числе: собственные доходы - 57,8 млрд. руб., федеральные средства - 8,3 млрд. руб.
Как и в прежние годы, наиболее доходными источниками бюджета являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налоги на имущество, составляющие 84% от общей суммы налоговых доходов в консолидированном бюджете. Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан в 2010 году прогнозируется в сумме 31,3 млрд. руб., в бюджет республики - 18,8 млрд. руб. Следующим доходным источником бюджета является налог на прибыль, поступление по которому прогнозируется в 2010 году в размере 17,6 млрд. руб.
Как известно, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), 5% которого раньше шел в казну регионов, с 2010 года будет полностью оставаться в федеральной казне. Это станет очень существенной потерей для бюджета республики. В связи с этим выпадающие доходы бюджета Республики Татарстан оцениваются в сумме 3,1 млрд. руб. При этом, в 2010 году предусматривается частичная компенсация бюджетам субъектов Российской Федерации выпадающих доходов в размере 60 процентов.
Эта сумма составит 1,9 млрд. руб., и в результате некомпенсированными останутся зачисляемые в федеральный бюджет с территории Республики Татарстан в 2010 году доходы в размере 1,2 млрд. руб. В 2010 году запланирован рост ставок акцизов на алкогольную продукцию, увеличение норматива перечисления акцизов на нефтепродукты с единого счета Российской Федерации, рост ставки акцизов на пиво.