Основные этапы инвестиционной стратегии предприятия
Фирма, на которую оказывает влияние изменение финансовых цен, вовсе не обязательно должна быть непосредственно связана с рынком, на котором меняются эти цены.
Учет данных элементов, служащих основой для оценки эффективности инвестиций и принятия решений, позволяет сделать вывод относительно доходности основных сегментов рынка.
Внешняя среда неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на предлагаемый инвестиционный проект, а ее особая роль заключается в предоставлении организации внешних финансовых ресурсов, необходимых для поддержания внутреннего потенциала предприятия на должном уровне.
На третьем этапе дается оценка сильных и слабых сторон внешней и внутренней составляющих организации, непосредственным образом влияющих на его инвестиционную деятельность.
А в условиях ограниченности финансовых ресурсов только системный анализ внутренней и внешней составляющих позволяет объективно оценить возможности предприятия в обеспечении соотношения областей потребительских нужд и реальных капитальных ресурсов по их удовлетворению для получения прибыли.
Внутренняя составляющая заключает в себе экономический потенциал, дающий возможность предприятию функционировать и выживать в определенном промежутке времени.
Финансовые результаты деятельности предприятия определятся суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность инвестиционного проекта в целом, доходность направлений ассортиментной политики, окупаемости затрат и т.п. они наиболее полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и с использованными ресурсами.
Поэтому их применяют как инструмент в инвестиционной стратегии. Анализ внутренней составляющей - это определение его финансового состояния предприятия для более эффективного планирования и управления его деятельностью.
Результаты финансового анализа предназначены для внутренних пользователей: они помогают определить наиболее эффективные пути улучшения финансового положения предприятия. [Бясов К.Т. Основные аспекты разработки инвестиционной стратегии организации // Финансовый менеджмент - 2005 - № 4. - 90 с. - с.68]
Основная цель финансового анализов в свете реализации инвестиционной стратегии - получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами посредством горизонтального вертикального, сравнительного анализа или анализа коэффициентов.
Основные вопросы, возникающие и учитываемые в ходе проведения финансового анализа предприятия, заключаются в выявлении тенденций и закономерностей развития предприятия на исследуемый период; определение «узких» мест производства и степени их влияния на финансовое состояние: выявление резервов, которые можно использовать для улучшения финансового состояния.
На сегодняшний день сформировалась широкая теоретическая база модельного анализа бизнеса в стратегическом пространстве, позволяющая на основе теоретических обобщений получать достоверные результаты: SNW-анализ (ThompsonA. andLinchR.). STEP-анализи Gap-анализ (David D. and Linch R.), SWOT-анализ (Thompson A. and Strickland A.) идругие.
Инвестиционная матрица SWOT позволяет определить основные направления инвестиционной деятельности предприятия в соответствии с динамикой рыночной ситуации и эффективно распределять и вкладывать денежные средства.
Инвестиционный SWOT-анализ заключается в анализе внутреннего финансового состояния организации, прогнозировании предполагаемых возможностей или угроз со стороны инвестиционной среды. (Таблица 1.Обобщенная матрица SWOT)
Матрица SWOT позволяет определить основные направления инвестиционной стратегии предприятия в соответствии с динамикой рыночной ситуации.
Четвертый шаг является результатом предыдущих этапов инвестиционной стратегии, поскольку позволяет определить плановый горизонт варианта капиталовложений.
Особая роль четвертого этапа выражается в определении промежутка времени, наиболее удачного для реализации направлений инвестиционной деятельности. То есть декларируется промежуток времени, на котором текущая инвестиционная стратегия наиболее эффективна.