Анализ источников формирования прибыли предприятия
Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации, в конечном итоге сказывается на финансовых результатах предприятия.
Материалами для анализа прибыли является: форма 1 годовой «Бухгалтерский баланс», отчет по форме 2 - «Отчет о прибылях и убытках».
По источникам формирования прибыли, используемым в ее учете, выделяют прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущества и прибыль от внереализационных операций.
Анализ прибыли от реализации продукции
Для определения факторов, влияющих на изменение прибыли от реализации продукции (Ппр) используем следующие формулы:
Ппр = ВР - Zпол, |
(1) |
где ВР - объем реализованной продукции; Zпол - полная себестоимость выпущенной и реализованной продукции, включая управленческие и коммерческие расходы.
ⁿ |
ⁿ | ||||||
Ппр = |
∑gi*pi - |
∑gi*zi |
(2) | ||||
i=1 |
i=1 |
где gi - объем реализованной продукции i-го вида в натуральном выражении;- количество видов реализованной продукции;i - продажная цена ед. продукции i-го вида без НДС, акцизов, ГСМ;
zi - полная себестоимость единицы реализованной продукции i-го вида;
i - конкретный вид реализованной продукции (кондиционер Mitsubishi);
Рассчитываем следующие вспомогательные показатели:
Выручка от реализации продукции отчетного года в базисных ценах:
ВР1пер = gi*p0, |
(3) |
ВР1пер = 2892,6*5,5 = 15909 тыс. руб.
Полная себестоимость реализации продукции отчетного года в базисных затратах на единицу продукции:
Z1пер = g1*z0, или(4) | |||
Z1пер = ВР1пер - П0пер = 15909 - 5435 = 10474 тыс. руб. |
(5) |
Базисная прибыль, рассчитанная исходя из фактического объема и ассортимента:
П0пер = ∑ gi * Удi * (Ц0 - z0), |
(6) |
где Удi - структура, z0 - себестоимость,
Ц0 - уровень среднереализационных цен базисного года.
П0пер = 61 * 27 * (5,5 - 2,2) = 5435 тыс. руб. |
Заношу вспомогательные показатели в аналитическую таблицу (таблица 3).
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; транспортных расходов; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов, структурных сдвигов в ассортименте реализованной продукции.
Таблица 3 - Расчет вспомогательных показателей, тыс. руб.
Показатель |
Базисный период (2006 год) |
Фактический показатель, пересчитанный в цены и затраты базисного года |
Отчетный период (2007 год) |
Реализация товаров в отпускных ценах предприятия (ВР) |
16300 |
15909 |
18513 |
Полная себестоимость товаров (Z) |
11267 |
10474 |
12718 |
Прибыль от реализации продукции (Прп) |
5033 |
5435 |
5795 |