Анализ источников формирования прибыли предприятия
R0пер = 5435 / 15909 = 0,342; R0 = 5033 / 16300 = 0,309; R = 0,033.
∆Р6 = Пстр = (0,342 - 0,309) * 15909 = 525 тыс. руб.
Расчет экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7). Это устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. На данном предприятии не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет перечисленных причин, ∆Р7 = 0.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
∆Р = Р1 - Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6 + ∆Р7, или |
(17) |
∆Р = ∑7i = 1 Рi где ∆Р - общее изменение прибыли; |
(18) |
Рi - изменение прибыли за счет i-го фактора.
∆Р = 2604 - 352 + 232 - 121 - 2244+523 = 642 тыс. руб.
Общее отклонение по прибыли составляет 642 тыс. руб., что соответствует сумме факторных влияний.
Таким образом, на данном предприятии основными факторами, повлиявшими на величину прибыли, являются:
) структурные сдвиги в составе продукции дали увеличение прибыли на 232 тыс. руб. (вследствие деления на предприятии всех продаваемых им товаров на группы (приложение И). Деление показывает, за счет каких групп товаров предприятие получает основную долю прибыли, а какой товар играет роль лишь «локомотива» - привлечения покупателей. В зависимости от этого идет распределение этих товаров по: расположению на витрине, ассортименту, введение новинок путем позиционирования;
) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов на 525 тыс. рублей;
) изменение отпускных цен на реализованную продукцию дало повышение прибыли на 2604 тыс. рублей. Такое резкое увеличение данного показателя объясняется тем, что предприятие ООО «Экоклимат» открыло магазин розничной торговли, что резко увеличило товарооборот;
) уменьшение прибыли из-за увеличения себестоимости товаров на 2244 тыс. рублей за счет увеличения затрат на материалы, реализацию, содержание складских помещений, увеличения платежей за коммунальные услуги и электроэнергию. И это наряду с уменьшением объема реализации товаров и услуг в оценке себестоимости на 352 тыс. рублей, а в оценке плановой прибыли на 121 тыс. рублей.
Нельзя не обойти такой фактор, как инфляция. Именно ее влияние на изменение отпускных цен, наиболее сложно учитывать. На предприятии уровень закупочных цен в течение года постепенно повышался, и в результате в среднем цены повысились в ООО «Экоклимат» на 10 - 15%.
Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции результаты расчетов сводятся в аналитическую таблицу (таблица 4):
Таблица 4 - Факторы, воздействующие на прибыль
Фактор |
Абсолютная величина, тыс. руб. |
Удельный вес, в% |
∆Р1 |
2604 |
42,9 |
∆Р2 |
352 |
5,8 |
∆Р3 |
232 |
3,8 |
∆Р4 |
121 |
2 |
∆Р5 |
2244 |
36,9 |
∆Р6 |
523 |
8,6 |
∆Р7 |
- |
- |
Абсолютная сумма отклонений |
6076 |
100 |
Данные таблицы 5 демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции. Также немаловажное влияние оказывают уменьшение объема товаров в оценке по плановой (базисной) себестоимости и от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров. Влияние же других факторов не столь заметно - менее 10%.
Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на предприятии возрастает, в основном, за счет фактора изменения отпускных цен, причиной которого является расширение мест реализации магазинов и выручки от реализации, а также рост инфляции. Это ставит предприятие в зависимость от поставщиков товаров, влияния инфляционных процессов в стране. Такие же факторы, как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли оказывают незначительное влияние. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансовое состояние предприятия является устойчивым. Но необходимо увеличивать влияние факторов, которые увеличивают прибыль за счет структурных сдвигов в составе продукции.