Финансовый механизм межбюджетных отношений

Одним из ключевых в функционировании бюджетной системы является вопрос о взаимоотношениях между ее уровнями. А наиболее оптимально эту систему характеризует финансовый механизм межбюджетных отношений. Однако на сегодняшний день определения подобного финансового механизма не существует. Поэтому целесообразно начать анализ финансового механизма межбюджетных отношений с определения понятия «финансовый механизм межбюджетных трансфертов».

Наиболее распространенным является подход к определению финансового механизма как к системе управления финансами предприятия или государства, предназначенной для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств, с целью эффективного их воздействия на результаты производства или управленческих решений.

Также существует подход к определению финансового механизма как к системе управления финансовыми отношениями через финансовые методы с помощью финансовых инструментов.

Рассмотрим механизм межбюджетных отношений через основные элементы финансового механизма: финансовые отношения, финансовые методы, финансовые инструменты.

. Финансовые отношения, выступающие объектом финансового управления, - межбюджетные отношения.

В экономической и правовой литературе на сегодняшний день нет оптимального и точного определения понятия «межбюджетные отношения».

В Бюджетном кодексе РФ до 01.01.2005 под межбюджетными отношениями понимались отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [1]. По мнению ряда исследователей, основным недостатком определения был его общий характер, так как под межбюджетными понимались любые отношения по любым вопросам между разными уровнями бюджетов [2, 4]. Данное определение являлось весьма расплывчатым.

В действующем бюджетном законодательстве сущность межбюджетных отношений была конкретизирована и получила следующую трактовку: « . взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса» [1].

Это определение более четко очерчивает круг возникновения межбюджетных отношений, однако ограничивает их бюджетным процессом.

1. Финансовые методы - методы горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания. Под вертикальным выравниванием понимается процесс устранения несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем. Под горизонтальным выравниванием следует понимать пропорциональное распределение налогов между субъектами Федерации для устранения (снижения) неравенства в налоговых возможностях различных территорий. [7]

2. Финансовые инструменты - межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты, выделяемые регионам из федерального бюджета, предоставляются сегодня в следующих формах [1]:

— дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

— субсидии бюджетам субъектов РФ;

— субвенции бюджетам субъектов РФ;

— иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ;

— межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Рисунок 1.1 - Структура межбюджетных трансфертов без учета трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов

В структуре межбюджетных трансфертов 38% приходится на дотации, причем к 2013 году их доля будет увеличена до 45%. Субвенции составляют 27%, их доля к 2013 году останется прежней. На субсидии приходится 30%, к 2013 году их доля сократится до 25%. Небольшая доля - 5% - приходится на прочие межбюджетные трансферты, их доля в к 2013 году сократится до 3%.

Состав инструментов межбюджетного регулирования существенно изменился: так, в 2000 г. субсидии не относились к возможным инструментам межбюджетного регулирования, так же, как отдельно не выделялись трансферты, предоставляемые внебюджетным фондам. В современной редакции бюджетного законодательства отсутствуют бюджетная ссуда и кредит как инструменты финансовой помощи.

Кроме того, недостаточно внимания уделялось вопросам предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации и из местных бюджетов. В целом можно говорить о том, что произошла унификация форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов всех уровней, и критериев их предоставления.

Рассмотрим, как изменилось содержание инструментов межбюджетного регулирования за 2000-2009 гг.

Таблица 1.1 - Трансформация инструментов межбюджетного регулирования за 2000-2009 гг.

Инструмент

2000

2009

Характер изменений

Дотация

Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня'бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов

Межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

В современной интерпретации понятия «дотация» отсутствует указание направления использования средств

Субвенции

Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов

Трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Федерации в целях обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления нижестоящим бюджетам

В настоящее время уточнен перечень основных целевых расходов, т. е. субвенции продолжают носить целевой характер, но они связаны с реализацией конкретных полномочий, передаваемых нижестоящим бюджетам

Субсидия

Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

Межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях со- финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий государственных органов власти и органов местного самоуправления

Отсутствует указание конкретных получателей субсидий - физические лица, юридические лица или другой уровень бюджетной системы. Превалирующим признаком становится их выделение для софинансирования расходных обязательств

Бюджетная ссуда

Бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 мес. в пределах финансового года

Основной целью предоставления бюджетных ссуд ранее было финансирование кассовых разрывов. В современном бюджетном законодательстве отсутствует понятие «кассовые разрывы»

Перейти на страницу: 1 2 3 4