Финансовый механизм межбюджетных отношений
В 2008 г. основными целями и направлениями субсидий являлись:
— субсидии на частичное возмещение расходов из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;
— субсидии на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений;
— субсидии на мероприятия по проведению оздоровительных компаний детей;
— субсидии на вознаграждение за классное руководство;
— субсидии на внедрение инновационных образовательных программ;
— субсидии на реализацию мероприятий целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ»;
— субсидии на денежные выплаты медицинскому персоналу;
— субвенции на строительство и реконструкцию автодорог общего пользования;
— субсидии из Федерального фонда регионального развития.
При этом многообразие и незначительный объем субсидий вызывают сомнение в целесообразности их выделения. На наш взгляд, все субсидии должны быть разбиты на несколько укрупненных групп. Есть несколько вариантов группировки субсидий. Один из них подразумевает в качестве критерия классификации цель предоставления субсидии:
— социальные - направлены на улучшение социального и демографического развития субъектов;
— экономические - направлены на улучшение экономического потенциала региона;
— инфраструктурные - связаны с улучшением инфраструктуры региона.
Важной формой межбюджетных трансфертов являются субвенции.
Субвенции - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам регионов в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов, возникающих при выполнении полномочий, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов [1]. Они распределяются между всеми субъектами по единой для соответствующего вида субвенций методике, пропорционально численности населения (отдельных групп населения).
Сравнивая все вышеперечисленные формы, можно говорить о том, что как дотация, так и субсидия имеют ряд общих квалификационных признаков. А именно - предоставление на осуществление собственных расходных полномочий получателей. Принципиальное отличие состоит в целевом характере предоставления субсидии. По мнению ряда экономистов, это делает субсидию более привлекательным инструментом финансовой помощи в силу обеспечения адресного, целевого характера использования бюджетных средств, что отвечает концепции внедряемой системы бюджетирования, ориентированного на результат.
Несмотря на привлекательность субсидии с обозначенной выше позиции, в экономической литературе отмечают ряд факторов, позволяющих довольно сдержанно относится к субсидированию как к превалирующей форме межбюджетных трансфертов.
По мнению Д. Ю. Завьялова, предоставление субсидий может привести к сокращению собственных расходов получателя субсидий на финансирование субсидированных расходов. Кроме того, увеличение субсидирования на основе принципа софинансирования может потребовать как от вышестоящих, так и от нижестоящих бюджетов дополнительного вовлечения средств из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения собственных расходных полномочий.
Предоставление субвенций в отличие от дотаций и субсидий ориентировано на достижение одной цели - обеспечение субъектов средствами для реализации полномочий, переданных из федерального бюджета, т.е., на взгляд автора, они направлены на недопущение образования в бюджетной системе РФ так называемых «нефинансируемых мандатов».
Рассмотрим состав и структуру межбюджетных трансфертов за 2009 - 2010гг.
Таблица 1.3 - Состав и структура межбюджетных трансферт за 2009-2010г.
Показатели |
2009г. |
2010г. |
Темп прироста,% |
Абсолютный прирост | ||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес, % | |||
Межбюджетные трансферты |
1479,7 |
100,0 |
1336,3 |
100,00% |
-9,69 |
-143,4 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
578,2 |
39,08 |
503,2 |
37,66 |
-13,97 |
-75 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) |
529,9 |
35,81 |
408,8 |
30,59 |
-22,85 |
-121,1 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
284,4 |
19,22 |
365 |
27,31 |
+28,34 |
+80,6 |
Иные межбюджетные трансферты |
87,6 |
5,92 |
59,3 |
4,44 |
-32,31 |
-28,3 |