Финансовая несостоятельность регионов и межбюджетные отношения
Данные таблицы 1.8 позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, число дотационных регионов слишком велико - 70 субъектов РФ из 83, т.е. 84% всех регионов России находится в зоне убыточности. В них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории государства. И такая ситуация сохраняется более 10 лет подряд. Совершенно очевидно, что хроническое пребывание около 85% всех регионов страны в числе убыточных никак не может восприниматься в качестве нормального положения дел. Уже только этот факт настораживает и требует адекватного объяснения.
Во-вторых, представленный в таблице 1.8 рейтинг регионов по удельному показателю дотационности позволяет выявить следующую закономерность: чем дальше географически регион расположен от столицы России, тем выше удельный размер дотаций. Нетрудно видеть, что первые четыре места в табл.1 занимают регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО) с максимальными удельными размерами дотаций: Камчатский край - 65008,94 руб./чел., Магаданская область - 52746,68 руб./чел., Республика Саха (Якутия) - 41285,58 руб./чел., Чукотский автономный округ - 34849,8 руб./чел. Столь явная концентрическая модель дотационности российских регионов также не может не настораживать.
В-третьих, в экономике России 2010 года есть полностью дотационные федеральные округа. Так, все регионы Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов получают федеральные дотации. В целом, структура распределения дотаций по федеральным округам выглядит следующим образом: ЦФО - 13,3%, СЗФО - 4,5%, ЮФО - 26,2%, ПФО - 10,1%, УФО - 2,6%, СФО - 18,2%, ДФО - 25,1%. И опять-таки убыточность целых федеральных округов страны не может считаться нормальным явлением.
Примечательно, что среди регионов, получающих федеральные дотации, присутствуют субъекты РФ, имеющие эксклюзивные особые экономические зоны (ОЭЗ) и многие годы поддерживаемые федеральным центром через механизм ФЦП: Магаданская область (52746,68 руб./чел.) и Калининградская область (773,69 руб./чел.). Данный факт свидетельствует о низкой восприимчивости регионов к предоставленным возможностям роста, а также о низкой эффективности прямых федеральных инвестиций.
Последнее время очень часто поднимается тема дотационности регионов. Как правило, речь заходит о финансовой несостоятельности республик Северного Кавказа. Многие обвиняют федеральный центр в том, что, начиная с 2000-х годов, он «кормит» Кавказ.
Стоит отметить, что претензии к тому, что федеральный центр кормит только Кавказ, не выглядят убедительными. Согласно распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов на 2010 год большее количество дотаций на душу населения приходится на регионы Дальнего Востока. Так, на каждого жителя Камчатского края приходится 65 тысяч рублей дотаций, всего региональный бюджет в 2010 году получит из федерального бюджета 22,2 млрд рублей. Затем идет Магаданская область - 52,7 тысячи рублей на человека и 8,5 млрд рублей в целом, Якутия - 41 тысяча на человека и 39,2 млрд рублей в целом, Чукотска - 34,8 тысячи рублейна человека и 1,7 млрд рублей.
Республика Ингушетия находится лишь на 7-м месте, где на человека приходится 12,8 тысяч рублей федеральных дотаций, общий объем которых составляет 6,6 млрд рублей. На 10-м месте находится Республика Дагестан - 11 тысяч рублей и 30,3 млрд рублей в целом. Стоит отметить, что численность населения Якутии в три раза меньше, чем Дагестана, а денег из федерального бюджета Якутия получает существенно больше. На 11-м месте находится Чеченская Республика - 10,3 тысячи рублей и 13 млрд рублей в целом.
Кроме того, для снятия инфраструктурных ограничений развития регионов правительством реализуются целевые программы.
Таблица 1.9 - Расходы федерального бюджета на СКФО в 2010г.
К примеру, для ЮФО и СКФО были приняты федеральные целевые программы: Юг России, Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы, Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы. Аналогичный механизм действует и в отношении других федеральных округов. Например, для развития Дальневосточного федерального округа - Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года, Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007 - 2015 годы.Как утверждают в Минфине, при распределении межбюджетных трансферов правительство использует равные принципы. Предоставление субъектам России финансовой помощи из федерального бюджета осуществляется на основании формализованных подходов и исключает применение субъективных подходов к отдельным регионам, -сообщили в Минфине.