Концепция реформирования внутрирегиональных межбюджетных отношений на основе критериев обеспечения саморазвития и социально-бюджетной эффективности
5) создание долгосрочных стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами.
Не вызывает сомнения, что управление финансами в интересах населения требует действовать в направлениях повышения доступности и качества бюджетных услуг, формирования на долгосрочной основе стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами. Для создания и развития финансовой основы местного самоуправления, социально-экономического развития муниципальных образований важны стимулы для органов местного самоуправления к наращиванию собственной доходной базы, сбалансированность расходных полномочий органов местного самоуправления с финансовыми ресурсами.
Реализация приоритетных направлений концепции требует:
— разработки и использования эффективных механизмов сокращения асимметрии в социально-экономическом развитии муниципальных образований;
— закрепления за местными бюджетами на постоянной основе дополнительных налоговых доходов исходя из экономически целесообразного их распределения между уровнями региональной бюджетной системы;
— формирования объективной, обоснованной и логически выстроенной системы финансовой помощи местным бюджетам, прозрачной и предсказуемой для муниципальных образований;
— закрепления в системе финансовой помощи местным бюджетам стимулирующей составляющей;
— расширения в перспективе налоговых полномочий органов местного самоуправления как рычага воздействия на экономические и социальные процессы на территориях муниципальных образований.
Для оценки финансово-экономического состояния региональной многоуровневой системы предлагается использовать показатель ее экономико-бюджетной мощности, который отражает увеличение и реализацию потенциала региональной многоуровневой системы, ее расширенное воспроизводство в основных формах проявления. Экономико-бюджетная мощность представляет собой интегрированный критерий, показывающий уровень развития экономики региона и состояние его бюджетной системы, положительная динамика которого базируется на замкнутом цикле последовательных событий в региональной системе: экономическое развитие (устойчивый и качественный рост) - увеличение налогового потенциала - увеличение бюджетной мощности.
Предложенная концепция реформирования внутрирегиональных межбюджетных отношений логично вписывается в рамки динамического подхода к формированию направлений совершенствования межбюджетных отношений в государстве с переложением данного подхода на региональный уровень.
Закрепление за местными бюджетами на постоянной основе необходимых им доходных источников, несомненно, станет стимулом для муниципальных образований к наращиванию собственного доходного потенциала, формированию в муниципальных образованиях благоприятных условий для экономического развития. Перспективным направлением наращивания муниципальными образованиями собственного налогового потенциала считаем закрепление на постоянной основе (с помощью инструмента единых налоговых нормативов) в качестве доходных источников бюджетов муниципальных образований разных типов следующих налоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и муниципальных районов: